ВАСИ́ЛИЙ III ИВА́НОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАСИ́ЛИЙ III ИВА́НОВИЧ (25.3.1479, Москва – 4.12.1533, там же), вел. кн. владимирский, московский и всея Руси (1505–33). Из династии моск. Рюриковичей. Старший сын Ивана III Васильевича от 2-го брака с Зоей Палеолог, брат Дмитрия Ивановича Жилки, Андрея Ивановича и Елены Ивановны, сводный брат Ивана Ивановича Молодого. Отец Ивана IV Васильевича Грозного.
Смерть Ивана Ивановича Молодого (1490) сделала актуальным вопрос о наследнике Ивана III. В 1492/93 В. IIIИ. получил в управление Тверь со всеми положенными владетельному князю ин ститутами. Однако вскоре политич. борьба обострилась: в дек. 1497 В. IIIИ. был обвинён в намерении «отъехать» в Вологду или на Белоозеро из-за передачи Иваном III права наследования сыну Ивана Молодого – Дмитрию Ивановичу Внуку. В заговор были вовлечены члены двора В. IIIИ. (шестеро казнены), а сам В. IIIИ. арестован на своём дворе в Кремле. Опале подверглась и его мать. В марте 1499 В. IIIИ. был прощён, провозглашён «государем великим князем Великого Новгорода и Пскова», став вторым соправителем Ивана III (наряду с Дмитрием Внуком). 11.4.1502 Иван III распорядился арестовать Дмитрия Внука (умер в заключении в 1509) и его мать – Елену Стефановну (умерла в заключении в янв. 1505). 14 апр. того же года В. IIIИ. посажен отцом «на великое княжение Володимерское и Московское и всея Руси самодержцем», став единственным соправителем и наследником заболевшего в 1503 Ивана III. Вскоре Иван III составил духов ную, реализация положений которой началась летом 1504, в связи с чем была составлена договорная грамота 1504 В. IIIИ. с братом Юрием Ивановичем, по которой права на великокняжеский стол признавались только за потомством В. IIIИ. (возможно, подобные договоры В. IIIИ. заключил и с др. братьями). После неудачных попыток поиска невесты для В. IIIИ. за рубежом (в Дании и Сербии) состоялся его брак с С. Ю. Сабуровой (4.9.1505).
В правление В. IIIИ. происходила дальнейшая консолидация правящей элиты Рус. гос-ва, формировавшейся из титулованной аристократии (её представители численно преобладали среди бояр – членов Думы) и нетитулованной знати (представители старомосковских и тверских родов, а также греч. роды из окружения Зои Палеолог – Траханиоты, Ласкаревы и пр., занимавшие ведущие позиции в дворцовых ведомствах и преобладавшие среди окольничих). Вместе с тем из-за внутр. противоречий в Вел. кн-ве Литовском (ВКЛ) в нач. 16 в. на рус. службу перешли некоторые представители литов. аристократии и дворянства (в начале правления В. IIIИ. – Глинские и др., в 1526 – кн. Ф. М. Мстиславский). Серьёзное недовольство в кругах старомосковского боярства вызвало намерение В. IIIИ. расторгнуть оказавшийся бесплодным брак с С. Ю. Сабуровой. Оно было подавлено жестокой казнью И. Н. Берсеня-Беклемишева и опалой его сторонников в нач. 1525. В нояб. 1525, после «розыска о неплодстве», состоялся развод. 21.1.1526 В. IIIИ. вступил во второй брак – с княжной Е. В. Глинской. Этот брак символизировал династич. единство Северо-Вост. Руси с зап.-рус. землями, укреплял позиции вел. князя в ВКЛ и создавал династич. предпосылки для продолжения борьбы за наследие Золотой Орды (Глинские возводили свою генеалогию к Мамаю).
В. IIIИ., как и его отец, стремился укрепить единство страны. По сложившейся традиции, выморочные уделы родственников вел. князя отходили в его владения. Таким образом перестали существовать Волоцкий удел (1513; после смерти кн. Фёдора Борисовича), уделы братьев В. IIIИ. – калужского кн. Се мёна Ивановича (1518) и угличского кн. Дмитрия Ивановича Жилки (1521), умерших бездетными (долго не имея наследника, вел. князь фактически запрещал братьям вступать в брак). Андрея Ивановича В. IIIИ. отпустил в отведённый ему отцом удел лишь в 1519 (при этом также не разрешал ему жениться вплоть до 1533). Включение удельных и быв. самостоят. княжеств в политич. систему Рус. гос-ва привело к созданию на месте этих княжеств т. н. областных дворцов – спец. ведомств для управления этими землями (в дополнение к уже существовавшим Новгородскому и Тверскому появились Рязанский, Нижегородский, Угличский дворцы).
В 1510 В. IIIИ. окончательно присоединил к Рус. гос-ву Псковскую республику. Из Пскова было выведено 300 семей (среди них – посадники, купцы, «житьи люди»). Вместо них дворы в Среднем городе получила тысяча новгородских помещиков, составивших воен. гарнизон Пскова, здесь же были поселены 300 купеч. семей из др. городов. Позднее в состав великокняжеских владений включены владения кн. Василия Семёновича Стародубского (1518) и новгород-северского кн. Василия Ивановича Шемячича (1523; захвачен в плен, умер в заключении в 1529). Ок. 1521 окончательно потеряло независимость Рязанское княжество, когда последний вел. кн. рязанский Иван Иванович бежал в ВКЛ.
Для экономич. и политич. централизации государства по приказу В. IIIИ. в 1510–20-х гг. проведены земельные описания Владимира, Нижнего Новгорода, Балахны, Малого Ярославца, Старицы, Вереи, Твери, Новгорода, быв. владений калужского кн. Семёна Ива новича и др. Развивалось «городовое дело»: был создан институт городовых приказчиков, ведавших сбором «посош ных людей» (вспомогат. войска, формировавшегося из сельского населения) и управлявших городовыми пищальниками; они ограничили компетенцию наме стников и волостелей, играли роль представителей вел. князя в борьбе с удельной децентрализацией.
Земельная политика В. IIIИ. опреде лялась принципами, выработанными ещё при Иване III (усвоение вел. князем вер ховной собственности на эти территории, ограничение оборота вотчинных земель на присоединённых землях, установление контроля над этим оборотом внутри той или иной территории).
Церковная политика В. IIIИ. характеризовалась колебаниями В. IIIИ. между противостоявшими друг другу иосифлянами и нестяжателями. Усиле ние нестяжателей при дворе В. IIIИ. способствовало оживлённым контактам Рус. церкви с афонскими монастырями (в 1507, 1509, 1514–15 В. IIIИ. предоставлял материальную помощь их посланникам). В этот период В. IIIИ. проводил в стране политику, направленную на ограничение монастырского землевладения. Усиленная раздача В. IIIИ. подтвердительных жалованных грамот мо настырям в 1506–07 сопровождалась пересмотром ранее выданных докумен тов: подтверждались гл. обр. те грамоты, которые не содержали освобождений от податей, в др. грамотах аннулировались статьи, освобождавшие от ряда платежей (яма, мыта, тамги и др.). Продолжалось ограничение льгот митрополичьего дома. Однако постепенно В. IIIИ. начал от ступать от ограничительных принципов. В жалованных грамотах монастырям 1511–22 он часто даровал освобождения от податей, появлялись статьи, в которых оговаривалась неподвластность монастырских крестьян администрации гос. (чёрных) волостей. В 1521 у В. IIIИ. возник конфликт с митр. Варлаамом (вероятно, был вызван постоянным «печалованием» митрополита за опальных). 17 дек. митрополит покинул кафедру, а затем был сослан в Спасо-Каменный мон. на Кубенском оз. Сменивший его на кафедре Даниил стал верным сторонником В. IIIИ. в вопросах внутр. политики. Поставление Даниила знаменовало собой победу иосифлян. В 1522–33 он несколько расширил монастырские и церковные привилегии (владениям митрополичьей кафедры, а также влиятельным монастырям, в т. ч. Иосифо-Волоколамскому, Кирилло-Белозерскому и др.). Ярким проявлением выбора В. IIIИ. стало осуждение на Соборах 1525 и 1531 лидеров нестяжателей Максима Грека и Вассиана (Патрикеева). Поражение нестяжателей во многом было вызвано их выступлениями против развода В. IIIИ. с С. Ю. Сабуровой (первоначально осуждение развода означало негласную поддержку притязаний кн. Юрия Ивановича на великокняжескую власть, а после рождения Ивана Васильевича сомнения в каноничности второго брака В. IIIИ. подрывали признание его сына законным наследником).
Осуществляя внешнецерковные связи, В. IIIИ. принимал послов Константинопольского патриархата и папского престола. В марте 1518 в Москву прибыло посольство патриарха Константинопольского Феолипта I, который титуловал митр. Варлаама «митрополитом Киевским и всея Руси» и «митрополи том Московским и всея Руси». Это означало признание каноничности поставления рус. митрополита и возобновление контактов между Рус. и Константинопольской церквами, прерванных во 2-й пол. 15 в. в связи с установлением автокефалии Рус. церкви. В то же время в связи с планами рим. престола включить Рус. гос-во в состав антиосманской коалиции в 1510–20-х гг. происходил активный обмен посланиями между Москвой и Римом.
Вероятно, между 1514 и 1526 оформились две важнейшие государственно- и церковно-политич. идеи. Одна из них, изложенная в «Сказании о князьях владимирских», декларировала на легендарном историко-генеалогич. материале преемственную связь моск. князей не только с владимирско-киевским наследием и визант. имперской государственностью, но и непосредственно с Рим. империей эпохи имп. Августа. Другая – идея «Третьего Рима», создателем кото рой являлся старец псковского Елеазарова мон. Филофей, – укореняла в эпохе Августа не только рус. государственность, но и рус. церковь: подчёркивалось уже не собственно имперское содержание, но функция Августа как правителя, в державе которого произошли рождение и земные деяния Христа. «Третий Рим» соотносился не только с Москвой и даже не с Москвой по преимуществу, но с царством как целым, при этом Русское гос-во связывалось с «Ромейским царством», возникшим в эпоху имп. Августа и «переместившимся» (на основе теории translatio imperii) в Россию. Его миссия, согласно мысли Филофея, была предопределена тем, что Рус. гос-во осталось единственным сохранившим политич. независимость «православным царством», а значит, вел. князь стано вился единственным защитником православных христиан и «внешним» гарантом православия, каким прежде являлся визант. император.
Внешняя политика В. IIIИ. развива лась по тем осн. направлениям, которые обозначились при Иване III. Неоднократно происходил обмен посольствами с императорами Священной Рим. империи (1506, 1509, 1514, 1517, 1518, 1522, 1524 и др.). До Венского конгресса 1515 сближение со Священной Рим. империей объяснялось наличием общего врага – Польши. В предварительном договоре 1514 с имп. Максимилианом I Габсбургом В. IIIИ. впервые офиц. назван «кесарем» («keiser»). В результате русско-литовских войн 1507–08, 1512–22 в состав Рус. гос-ва возвращён Смоленск (1514; подтверждено условиями Моск. перемирия 1522), установлена граница с ВКЛ, которая существовала на протяжении 16 в. На вост. направлении обострение отношений с Казанским ханст вом привело к казанско-русским войнам 1505–07, 1523, 1524 и 1530. В правление В. IIIИ. Рус. гос-во подверглось крымских ханов набегам (1507, 1512, 1521 и др.). Особенно опустошительным оказался набег Мухаммед-Гирея I в 1521, ко гда были разорены центр. и юж. районы государства, захвачено множество пленных. Сам В. IIIИ. оставил Москву и вернулся туда после отхода крымцев. Неоднократно происходил обмен посольствами с Османской империей, однако никаких серьёзных соглашений с ней заключено не было. Русско-ливонские перемирия 1508, 1517, 1521, 1531 фиксировали мирные отношения Рус. гос-ва с Ливонским орденом, содержали отд. установления, направленные на облегчение торговли рус. купцов на территории Ордена. До 1525 постоянно поддержи вались дипломатич. отношения с Тевтонским орденом. 9.5.1513 в Новгороде швед. представители подтвердили договор о перемирии на 60 лет. Русско-ганзейский договор 1514 устанавливал 10-летнее перемирие и вводил обоюдовыгодные условия торговли между Новгородом и Ганзейскими городами, ганзейцы обязались не оказывать помощь ВКЛ. Русско-датский договор 1516 устанавливал союзнические отношения между двумя странами, предусматривалась совм. борьба со Швецией и Польшей, дат. купцы получали привилегии в Ивангороде и Новгороде. В 1529 возобновились ди пломатич. отношения Рус. гос-ва с Молдавским кн-вом, откуда прибыло посольство от господаря Петра Рареша.
В. IIIИ. принимал меры для защиты границ государства. В 1507 сооружены новые укрепления в Ивангороде, в 1507/08 и 1517–26 – в Пскове. В 1507–1520 построена каменная крепость в Туле, в 1508–11 – новая крепость в Нижнем Новгороде. Присоединение Северщины и Гомельщины способствовало укрепле нию юж. и юго-зап. границ государства. В 1521 началось сооружение Большой засечной черты для защиты Рус. гос-ва от набегов крымских ханов. На востоке, близ устья р. Сура, в 1523 построена крепость Васильгород, которая должна была выполнять не только оборонит. функции, но и стать плацдармом для наступления на Казань. Широкое распространение при В. IIIИ. получила и мо настырская колонизация окраинных районов страны.
В. IIIИ. способствовал активному ка менному строительству в Москве и др. городах. При нём завершилось формирование архит. ансамбля Московского Кремля. Одновременно с переездом В. IIIИ. в новый великокняжеский дворец в 1508 закончено оформление Благовещенского собора – домовой церкви великокня жеской семьи. Построены Архангельский собор – родовая усыпальница моск. ве ликокняжеской семьи, колокольня Ивана Великого. В 1514 по велению В. IIIИ. было заложено более 10 каменных храмов в Москве. В 1524 основан Новодевичий монастырь в Москве. Итал. мастера участвовали в возведении каменного Троицкого собора (1513) и столпообразной церкви-колокольни в Александровской слободе (1510-е гг.), ставшей загородной резиденцией В. IIIИ. В честь рождения сына В. IIIИ. – Ивана была поставлена ц. Вознесения в с. Коломенское (1532).
В 1531, на следующий год после рождения сына Ивана, В. IIIИ. заключил договоры с братьями Юрием и Андреем, в соответствии с которыми они принесли присягу на верность не только ему самому, но и его сыну, а Юрий отказался от претензий на великокняжеский стол. Серьёзно заболев осенью 1533, В. IIIИ. составил завещание (не сохранилось), согласно которому его наследником становился старший сын Иван, опекунами назначались Е. В. Глинская, князья Д. Ф. Бельский и М. Л. Глинский. Перед смертью В. IIIИ. принял монашеский постриг с именем Варлаам, похоронен в Архангельском соборе Кремля.