ИВА́Н I ДАНИ́ЛОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИВА́Н I ДАНИ́ЛОВИЧ Калита (1280-е гг. – 31.3.1340, Москва), князь московский (1325–40), вел. князь владимирский (1328–40). Из династии моск. Рюриковичей, 2-й сын кн. Даниила Александровича, отец Семёна Ивановича и Ивана II Ивановича. Впервые упоминается в грамоте 1296 тверского кн. Михаила Ярославича новгородскому архиеп. Клименту и в записи того же года на служебной Минее новгородского Софийского собора о приезде в Новгород И. I Д., отправленного туда отцом. Форма имени (Иван, а не характерная для малолетних князей – Ивашко) свидетельствует о том, что в 1296 И. I Д. считался уже взрослым человеком, ему было не менее 12 лет. После смерти отца И. I Д., как и его 4 брата, получил удел. В правление старшего брата Юрия Даниловича поддерживал его политику и содействовал успешной реализации его планов. В кон. 1304 в отсутствие старшего брата охранял Переяславль, захваченный до этого Юрием; отбил нападение на город тверской рати во главе с боярином Акинфом. В 1320 ездил в Золотую Орду, видимо, вместо Юрия. В 1322 вернулся из Орды, приведя с собой крупную ордынскую рать Ахмыла, которая опустошила Ярославль. После гибели в 1325 в Орде брата Юрия занял моск. стол и продолжил борьбу с тверскими князьями за Владимирское великое княжество. В 1326 заложил каменный Успенский собор в Московском Кремле, укрепляя свои отношения с главой Рус. православной церкви митр. Петром. Оказал помощь хану Узбеку в подавлении Тверского восстания 1327, после чего получил от него ярлык на часть Владимирского вел. кн-ва (Кострому и Новгород; др. частью в 1328–1331 владел суздальский кн. Александр Васильевич). С этого времени И. I Д. изменил своё отношение к населению собственно Моск. кн-ва. Не допускал вторжения на его территорию вражеских сил; хотя и вёл войны, но вне пределов Моск. кн-ва. Для москвичей наступило время «тишины великой» и мирного созидания, которое продлилось и после смерти И. I Д., вплоть до первого из Ольгерда походов (1368). По инициативе И. I Д. в Московском Кремле возведены каменные церкви Иоанна Лествичника и Поклонения вериг апостола Петра (в память скончавшегося в 1326 митр. Петра) (обе 1329), Спаса Преображения (1330), Архангельский собор (1333); реконструированы стены и башни (1339).
В 1-й пол. 1330-х гг. обострились отношения И. I Д. с Новгородской республикой. Вел. князь владимирский стремился закрепиться в двинских и печорских владениях Новгородской республики, где водились ценные охотничьи птицы, а также в Новом Торге (ныне Торжке) – узловом пункте торговли Новгорода с княжествами Сев.-Вост. Руси. Частые поездки И. I Д. в Золотую Орду требовали больших расходов, и вел. кн. владимирский восполнял их, взимая с новгородцев «чёрный бор», что вызывало недовольство Новгорода, стремившегося найти поддержку у правителей Вел. кн-ва Литовского (ВКЛ). В 1332 И. I Д., требуя выплат от Новгорода, ненадолго захватил Новый Торг и Бежецкий Верх. В нач. 1333 вновь занял Новый Торг и в течение 2 мес опустошал близлежащие новгородские земли. Однако угроза переориентации политики Новгорода на ВКЛ заставила И. I Д. примириться с новгородцами. В нач. 1335 он прибыл в Новгород, где уладил все конфликты, а на обратном пути в Москву в отместку за нападение литов. отрядов на новгородские земли отвоевал захваченные литовцами ржевские городки. Тем самым И. I Д. стремился пресечь попытки Гедимина и др. литов. князей закрепиться в Новгороде и разжечь борьбу между литов. князьями и новгородцами. Однако мир с Новгородской республикой оказался непродолжительным. В 1337, после очередной поездки в Золотую Орду, И. I Д. организовал поход на двинские земли Новгородской республики, но потерпел неудачу.
В кон. 1330-х гг. вновь обострилось противостояние И. I Д. с тверскими князьями. В 1337 хан Узбек простил князя Александра Михайловича, принявшего участие в Тверском восстании 1327, и вернул ему Тверское кн-во, в результате чего союзник И. I Д. тверской кн. Константин Михайлович лишился своего стола. Полагая, что Александр Михайлович может попытаться вернуть себе и владимирский стол, И. I Д. отправился в Золотую Орду, где сумел убедить Узбека в коварных замыслах тверского князя. Тот был вызван в Орду и там казнён 28.10.1339 вместе с сыном Фёдором Александровичем. Со своей стороны Узбек привлёк И. I Д. к участию в кон. 1339 в походе ордынских сил на Смоленск, закончившемся неудачно. В нач. 1340 И. I Д. постригся в монахи с именем Ананий, затем принял схиму и через неск. недель скончался.
И. I Д. оставил два завещания, написанные в 1336 и 1339 (после смерти князя в силу вступило второе). Его преемником становился старший сын Семён Иванович, получивший в наследство 2 города, 36 волостей и сёл. Средний сын Калиты Иван Иванович получил 23 волости и села, младший, Андрей Иванович, – 21 волость и село, Ульяна (2-я жена И. I Д.) с 2 дочерьми – 26 волостей и сёл. Москва и её округа «приказывались» коллективно всем трём сыновьям. Такой раздел владений И. I Д. удовлетворял притязания на земли его наследников и в то же время закреплял верховенство старшего из них, обеспечив единство моск. княжеского дома в борьбе с др. князьями Сев.-Вост. Руси за главное в Волго-Окском междуречье Владимирское великое княжество.