КАЗА́ХИ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЗА́ХИ (устар. – киргизы, киргиз-казаки, киргиз-кайсаки; самоназвания – қазақ, қазақтар), тюрк. народ, осн. население Казахстана. Численность 8,0 млн. чел. (1999, перепись). Живут также в др. странах Ср. и Центр. Азии: на севере Узбекистана (1,1 млн. чел., в осн. в Каракалпакии, Ташкентском и Бухарском вилаятах), на севере и западе Туркмении (134 тыс. чел., в осн. в Балканском и Дашховузском велаятах), в Таджикистане (0,9 тыс. чел. – 2000, перепись), Турции, на севере Ирана (5,4 тыс. чел., гл. обр. в районе Горгана в остане Голестан) и Афганистана (2,3 тыс. чел., в осн. в вилаяте Кундуз, ок. 0,5 тыс. чел. – в Герате), в Киргизии (42,6 тыс. чел. – 1999, перепись), на западе Монголии (103,0 тыс. чел. – 2000, перепись, преим. в аймаках Баян-Улгий и Ховд, а также в районе Улан-Батора и Чойбалсана) и на северо-западе Китая (1,7 млн. чел., в осн. в Или-Казахском автономном окр., Мори-Казахском, Мулей-Казахском и Баркол-Казахском автономных уездах на севере и востоке автономного р-на Синьцзян и в Аксай-Казахском автономном уезде на северо-западе пров. Ганьсу); также в России (654 тыс. чел., в осн. по границе с Казахстаном, в т. ч. в Астраханской обл. 142,6 тыс. чел., в Саратовской обл. 78,3 тыс. чел., в Оренбургской обл. 125,6 тыс. чел., в Омской обл. 81,6 тыс. чел. – 2002, перепись) и др. Общая численность ок. 12 млн. чел. (2008, оценка). Говорят на казахском языке, распространены также рус., узб., кит. языки. Верующие – мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.
Этнич. основу К. составили тюркские племена, неоднократно сменявшиеся на территории Казахстана с сер. 1-го тыс. и вытеснившие или ассимилировавшие древнее ираноязычное население. Часть населения Узбекского улуса («узбеки», «узбек-казахи») в 15 в. откочевала в Семиречье, где сложилось Казахское ханство, за населением которого к 1530-м гг. закрепилось назв. «К.». В его состав в 16 в. вошли племена и группы родов Ногайской Орды, Сибирского ханства и моголов. В 1801 часть К. Младшего жуза переселилась за р. Урал, образовав Букеевскую Орду. В 18 в. и особенно во 2-й пол. 19 в., а также после 1906 началось переселение в Казахстан рус. и укр. крестьян, что приводило к нарушению традиц. путей кочевания и кризису традиц. скотоводства. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. насильственная коллективизация казах. хозяйств и перевод К. на оседлость вызвали массовый голод и миграции К. за пределы Казахстана (в осн. на северо-запад Китая). С 1991, в связи с проводимой в Республике Казахстан политикой по возвращению этнических К. на историч. родину, происходит реэмиграция К. в Казахстан (с 1991 по 2000 – 183,7 тыс. чел.), в осн. из Монголии (65,2 тыс. чел.) и государств Ср. Азии (из Узбекистана – 62,7 тыс. чел., Туркмении – 22,1 тыс. чел., Таджикистана – 10,5 тыс. чел.).
Казах. жузы делились на племена, роды и более мелкие иерархически организованные патрилинейные подразделения [самое мелкое – семейно-родственная группа (бир ата баласы)]. Каждый род был связан обычаями взаимопомощи (жардем), имел свой боевой клич (уран), генеалогич. предания и родословные (шежире). В кон. 19 в. на роль старшего претендовал род Джалаир в составе Большого жуза. Общины (аул) состояли из одной или нескольких бир ата баласы, зимой кочевали раздельно, летом объединялись в крупные коллективы. Беднейшие семьи (консы) поступали в подчинение богатым сородичам (бай). До 1859 существовали патриархальные рабы (кулы). Высшее сословие (ак суйек, белая кость) составляли потомки Чингисхана – султаны (торе), не входившие в родо-племенную структуру К. Султаны управляли одним или несколькими родами, только они могли быть избраны ханами – верховными правителями жузов. Им подчинялись военачальники (батыр), родовые старейшины (бий, бек) и главы бир ата баласы (аксакал).
Традиц. культура характерна для кочевников Ср. Азии (см. в ст. Азия). Осн. традиц. занятие – кочевое скотоводство (овцы, лошади, в юж., центр. и зап. Казахстане – одно- и двугорбые верблюды, незначительно – крупный рогатый скот), преим. с меридиональным направлением кочевания. Перекочёвки могли достигать 1000–1200 км. Кочевые пути и пастбища находились в собственности родов. Со 2-й пол. 19 в. распространяются полукочевые формы скотоводства с полустойловым содержанием и заготовкой корма; увеличивается доля крупного рогатого скота. С кон. 19 в. скотоводство получило в значит. степени товарный характер.
Традиционно была распространена конная охота на копытных (на сайгака – загонная), волков, лис; с ловчими птицами – на лис, зайцев, перелётную птицу. Поливным переложным земледелием (гл. обр. просо; пшеницу, ячмень, рис покупали в Ср. Азии и России) и рыболовством занимались в осн. беднейшие семьи. Землю пахали примитивным плугом (тис агаш, амаш), иногда с железным сошником (тис). Хлеб жали ножами или серпами с длинной рукоятью и слабым изгибом лезвия, обмолачивали с помощью скота, хранили в обмазанных глиной ямах, зерно мололи на ручных или водяных мельницах, толкли в ступах. Со 2-й пол. 19 в. распространяется богарное земледелие, пушной, рыболовный, лесные промыслы, добыча соли.
Обработкой шерсти, плетением циновок из тростника (чий, ши) занимались только женщины. Войлочные ковры украшали вкатанным узором (текемет), аппликацией (тускийиз) и мозаикой (двойные ковры сырмак). В технике безворсового узорного ткачества изготовляли полосы для стягивания юрты (бау, баскур) и ковры (такыр килем, алаша). Ворсовое ткачество было известно только в Юж. Казахстане и на Мангышлаке: ковры (тукти килем), перемётные сумы (коржин) и др. Вышивкой (кесте) украшали настенные покрывала (тускийиз), чехлы, женскую одежду, головные уборы и др.; традиционно вышивали гладью и тамбурным швом. Осн. мотив – крест с роговидными ответвлениями, вписанный в ромб (кос мюйиз – соединённые рога, кошкар мюйиз – рога барана). В вышивке преобладали растит. орнаменты. Мужчины занимались обработкой кожи (тиснение по коже: сосуды для молока, пояса, сбруя), резьбой по дереву (сёдла, двери юрты, посуда для кумыса, сундуки, кровати, подголовники), кости, камню [надгробия (кyлпытас)], кузнечеством, ювелирным искусством (украшения, детали сбруи, оружие; известны насечка, чернь, зернь, филигрань, огранка драгоценных камней).
Осн. традиц. жилище – юрта (кииз yй), на юге – с высоким, на севере – с плоским куполом; ныне юрта сохраняется как подсобное жилище. С распространением оседлости на зимниках (кыстау) появляются стационарные цилиндроконич. постройки (шошала, тошала) из дёрна, тростника, глинобитные, каменные, сырцовые, срубные и т. п.; отапливались очагом, располагавшимся в центре, освещались через дымовое отверстие в виде четырёхугольной рамы, опирающейся на столбы. Известны также полуземлянки (жер кепе, жер толе, казба уй, жер уй), в богатых хозяйствах и в лесостепных районах Вост. Казахстана – срубные дома с плоской или пологодвускатной крышей. На севере к жилищу, часто под одной крышей, примыкали хозяйств. помещения и хлевы, на юге они чаще ставились отдельно. В совр. жилище, в осн. в сельских районах, традиции сохраняются во внутр. убранстве парадной комнаты (тор уй, конак уй): она имеет минимум мебели, устлана войлочными и ткаными коврами, почётное место (тор) располагается напротив входа перед сундуком (жук) с постельными принадлежностями.
Традиц. одежда изготовлялась из верблюжьей, реже овечьей шерсти, войлока, кожи и шкур, привозных хлопчатобумажных, шёлковых и шерстяных тканей (из Ср. Азии, Китая, с 18 в. – из России). Мужская одежда – распашная (жейде, желде), с сер. 19 в. – глухая с отложным, позднее – со стоячим воротником (кёйлек) рубаха; штаны с широким шагом (нижние тканевые – дамбал, верхние кожаные – шалбар); бешмет (бешпент, мешпент); халат (шапан; см. Чапан), первоначально туникообразного покроя, без застёжек, в прошлом с очень длинными, спускающимися на кисти, рукавами; кафтаны, шубы; в непогоду надевали широкий шерстяной халат (шекпен; см. Чекмень). Женская одежда – туникообразная рубаха-платье (кёйлек), с сер. 19 в. – с отрезной юбкой с оборками; штаны (дамбал); безрукавка длиной до колен или талии (камзол); нарядный бешмет, шапан, шуба. Мужчины обривали голову и подбривали усы и бороду около губ, постоянно (даже ночью) носили круглую шапочку-тюбетейку, поверх неё – матерчатые и войлочные шапки. Девушки заплетали до 30 косичек, концы которых соединяли в 2 косы, носили шапку с меховой опушкой (такыя, борик), первоначально – с высокой расшитой тульёй и пучком перьев филина (уки) на макушке. Перед свадьбой невесте заплетали волосы в 2 косы и надевали высокий (до 70 см) колпак (саукеле) с драгоценными подвесками и закрывающей спину вуалью. Через год молодая надевала белый хлопчатобумажный убор (кимешек, у К. Среднего жуза – жаулык), род капюшона с вырезом для лица, закрывающего грудь, плечи и спину; поверх него навёртывали тюрбан или платок.
Большую часть года основу пищи составляло молоко (сут) всех домашних животных, которое не употребляли в свежем виде, а сразу заквашивали (айран, катык); приготовляли масло (сары май); сухой кислый сыр (курт), который разводили в воде или бульоне; из сухого сладкого сыра (иримшик) с маслом и сахаром делали лакомство (жонт). Приготовляли кумыс из кобыльего (кымыз) и верблюжьего (шубат) молока. Осенью и зимой, с окончанием дойки, получением урожая и началом забоя скота, питались в осн. мясными и растит. продуктами: бульон (сорпа); варенное в бульоне, тонко раскатанное тесто с бараниной (бесбармак), причём баранья голова подавалась почётному гостю; лапша (кеспе) с мясом или молоком; жаркое из лёгких, печени, сердца на бараньем сале (куырдак); конская колбаса (казы). Из пшеничной муки в золе или на стенках раскалённого котла пекли пресные лепёшки (нан); в масле или бараньем сале жарили кусочки пресного теста (бауырсак) и поминальные лепёшки (шелпек). У русских заимствовали кислый хлеб. Из зерна готовили брагу (боза). В бедных семьях ели рыбу. Ели на полу, на расстеленной поверх войлоков скатерти (дастаркан). Преобладала кожаная и деревянная утварь, чай пили из фаянсовой посуды (кесе, пияла); металлич. утварь – котлы (казан), кувшины (куман), чайники, самовары.
Система терминов родства бифуркативно-линейная со скользящим счётом поколений (старшая сестра и сестра отца, старший брат и младший брат отца называются одним термином) и генерационным скосом «омаха». Сиблинги делятся по полу и относит. возрасту. Развиты отношения фиктивного родства (тамыр) и побратимства (курдас). По мужской линии запрещались браки между родственниками до 3-го и осуждались – до 7-го колена; по женской линии допускались кузенные браки. До нач. 20 в. существовали левират (аменгерлик) и сорорат (балдыз алу). Полигиния встречалась лишь в байской среде. Брак заключался после сватовства и выкупа невесты за калым (калын), в осн. скотом. Колыбельный сговор (жастай кудаласу) позволял значительно уменьшить размер калыма. Жених мог тайно посещать невесту (урын келу) лишь после уплаты части калыма. На свадьбе (той) в ауле отца невесты происходила ритуальная борьба за невесту между сторонами жениха и невесты – «перетягивание» (тартыс). После тоя свадебный поезд сопровождал невесту в аул мужа, где под спец. песню устраивали церемонию открывания лица невесты (бет ашар). По случаю рождения ребёнка устраивался праздник (шилдекана) с участием молодёжи аула. Глава семьи отделял взрослым (с 15 лет) сыновьям долю имущества (енши); младшего сына не выделяли, он оставался с престарелыми родителями и наследовал оставшееся имущество (минорат). Соблюдались обычаи избегания между невесткой и роднёй мужа.
Осн. календарный праздник – весенний Новый год Ноуруз (Наурыз). Праздники, свадьбы, поминки сопровождались состязаниями: конными (скачки – байга, единоборство всадников – аударыспак, борьба за тушу или шкуру козла – кокпар, джигитовка – жигит жарыс), стрельбой в цель (алтын кабак), борьбой (курес), парными и массовыми играми и т. п.
Устное творчество. Эпич. жанры представлены героич. эпосом («Камбар-батыр», «Алпамыс», «Ер-Кокша», «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын») и лиро-эпич. поэмами («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек») о борьбе влюблённых за своё счастье, которому препятствует социальное неравенство. В сказках (волшебные, о животных, бытовые, сатирические) отразились как шаманские верования, так и идеи ислама; популярные сказочные персонажи Алдар-Косе, Кожа Насыр (Ходжа Насреддин), Жиренше выступали носителями нар. юмора. Проф. мастера – акыны, анши (исполнители лирич. песен – ан), оленши (слагатели гл. обр. песенных текстов – олен), жырши, или жырау (создатели и исполнители эпоса – жыр), кюйши (инструменталисты – создатели и исполнители кюев). Они странствовали по аулам, выступали на ярмарках, праздниках, родовых поминках (ас) и др. Поэзия жырши выражала идеи казах. государственности. Известны имена жырши Шалкииза Тленшиулы, Доспамбета (16 в.), Жиембета Бортогашулы, Ахтамберды Сарыулы (17 в.), Бухара Калкаманулы (18 в.). В 18 в. широкое распространение получили песни и историч. сказания о войне с Джунгарским ханством. Среди акынов 19 в. наиболее известен М. Утемисов. Широко распространён айтыс – форма муз.-поэтич. и спортивных состязаний.
Сольное вокальное и инструментальное исполнительство характерно как для народной, так и для проф. традиции (ансамблевое музицирование для К. нетипично). Среди нар. песен: обрядовые (календарные, в т. ч. типа колядок, исполнявшиеся во время Ноуруза; заклинания, в т. ч. призывы дождя в засуху; песни врачевательных обрядов, в т. ч. женские заклинания – бедик), трудовые (песни пастухов, табунщиков, ямщиков, сопровождающие домашние работы женские песни), семейно-бытовые (колыбельные, детские, шуточные, песни молодёжных игр и др.). Цикл свадебных песен включал прощальные плачи невесты (сынсу), хоровые унисонные песни гостей (жар-жар), назидательные песни невесте у юрты жениха (беташар). Похоронные и поминальные плачи (жоктау) нередко исполнялись проф. плакальщицами. Значит. место в казах. культуре занимают лирич. песни (в т. ч. любовные), для которых характерны большой (св. октавы) мелодич. диапазон, распевность, сложная ритмика, куплетное строение. Историч. песни (б. ч. речитативные) поются в сопровождении домбры, наиболее известная среди них – «Елим-ай» («О, моя родина», о джунгарском нашествии 1723). Историч. сюжет может излагаться в виде рассказа, после которого исполняется инструментальная пьеса – кюй. Эпич. сказания (жыр) исполняются разными способами (но непременно в сопровождении домбры либо кобыза, а с кон. 19 в. также 2-рядной гармоники – сырнай): в напевно-речитативном стиле [терме, желдирме (букв. – бег коня рысью); используются и в др. песенных жанрах]; в виде повествования, перемежаемого вокальными или инструментальными фрагментами (в последних может изображаться скачущий на коне батыр, голоса животных и т. п.); в виде пересказа содержания эпич. сказания, за которым следует длинный кюй. Ладовая основа казах. музыки – диатоника, встречается пентатоника. Классика казах. проф. устного творчества – сольный репертуар домбры и кобыза. Др. муз. инструменты: пастушья продольная флейта сыбызгы, варган шан кобыз. В ритуалах шаманов применялся кобыз и жезл с металлич. подвесками.