Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́НГРЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 99-101

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. П. Гусарова (история, этнография)

ВЕ́НГРЫ (са­мо­на­зва­ние – magyar, мадь­яр), на­род фин­но-угор­ской груп­пы, осн. на­се­ле­ние Венг­рии (9,4 млн. чел., 2001, пе­ре­пись). На­се­лён­ные В. тер­ри­то­рии на­хо­дят­ся так­же в со­сед­них стра­нах: центр., зап. и сев.-зап. Ру­мы­нии (в осн. се­кеи; в Тран­силь­ва­нии, а так­же в уез­дах Ма­ра­му­реш, Арад, Ти­миш – 1,4 млн. чел., 2002, пе­ре­пись), на юге Сло­ва­кии (в осн. в Трнав­ском, Нит­ран­ском, Бан­ско­бы­ст­риц­ком и Ко­шиц­ком кра­ях – 520,5 тыс. чел., 2001, пе­ре­пись), на се­ве­ре Сер­бии и Чер­но­го­рии (в Вое­во­дине – 293,3 тыс. чел., 2002, пе­ре­пись), на за­паде Ук­раи­ны (в За­кар­пат­ской обл. – 156,6 тыс. чел., 2001, пе­ре­пись), на вос­то­ке Ав­ст­рии (в осн. в Бур­ген­лан­де – 40,6 тыс. чел., 2001, пе­ре­пись), в Че­хии (19 тыс. чел., 2006, оцен­ка), Хор­ва­тии (16,6 тыс. чел., 2001, пе­ре­пись), Сло­ве­нии (6,2 тыс. чел., 2001, пе­ре­пись). Зна­чит. венг. ди­ас­по­ры су­ще­ст­ву­ют в США (454 тыс. чел.), Ка­на­де (267 тыс. чел.), Бра­зи­лии (20 тыс. чел.), Ве­ли­ко­бри­та­нии (19 тыс. чел.), Гер­ма­нии (13 тыс. чел.), Ни­дер­лан­дах (12 тыс. чел.), Рос­сии (3,8 тыс. чел., 2002, пе­ре­пись), Из­раи­ле (от 10 до 70 тыс. чел.), Ав­ст­ра­лии (5,9 тыс. чел.) и др. Об­щая чис­лен­ность оце­ни­ва­ет­ся от 12 до 15 млн. чел.

Го­во­рят на вен­гер­ском язы­ке. Боль­шин­ст­во В. – ка­то­ли­ки (в осн. на за­па­де), на вос­то­ке пре­об­ла­да­ют по­сле­до­ва­те­ли Ре­фор­мат­ской церк­ви, на се­ве­ре – лю­те­ра­не.

Накладка на сумку венгерского всадника из Галгоц с характерным для 10 в. растительным орнаментом. Серебро, позолота. Венгерский национальный музей (Будапешт).

Пред­ки В. – ко­че­вые охот­ни­ки и ско­то­во­ды (в осн. ко­не­во­ды) ле­со­степ­но­го За­ура­лья – вы­де­ли­лись из со­ста­ва уг­ров (ок. 1-го тыс. до н. э.) и, по линг­вис­тич. дан­ным, дол­гое вре­мя оби­та­ли в бас­сей­нах Вол­ги и Ка­мы и на тер­ри­то­рии совр. Баш­ки­рии (см. Боль­ше­ти­ган­ский мо­гиль­ник). В 13 в. н. э. до­ми­ни­кан­ский мо­нах Юли­ан из Венг­рии об­на­ру­жил в этом ре­гио­не на­род, го­во­рив­ший на по­нят­ном ему язы­ке, что да­ло ср.-век. учё­ным (В. Руб­рук, Пла­но Кар­пи­ни и др.) ос­но­ва­ние по­ме­щать там леген­дар­ную пра­ро­ди­ну В. (Ве­ли­кая Венг­рия – Hungaria Magna). Пред­по­ло­жи­тель­но ме­ж­ду 6 и 9 вв. осн. часть древ­них В. по­се­ли­лась в При­чер­но­мо­рье, где в 830-е гг. на­хо­ди­лась их стра­на Ле­ве­дия (Levedia; ве­ро­ят­но, ме­ж­ду Азов­ским м. и Дне­ст­ром). В. бы­ли из­вест­ны в ви­зант. и араб. ис­точ­ни­ках под име­нем «тю­рок» и «оно­гу­ров»; в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни на­хо­ди­лись под вла­стью оно­гу­ров, за­тем – ха­зар (при­бли­зи­тель­но до сер. 9 в.), у ко­то­рых, ве­ро­ят­но, за­им­ст­во­ва­ли не­ко­то­рые фор­мы по­ли­тич. жиз­ни (двой­ное прав­ле­ние во­ен. и ре­лиг. глав пле­ме­ни). Здесь к ним при­сое­ди­ни­лись от­ко­лов­шие­ся от ха­зар тюр­ки-ка­ба­ры. Позд­нее под дав­ле­ни­ем пе­че­не­гов В. пе­ре­се­ли­лись на за­пад, в стра­ну Этель­кёз (по­ме­щав­шую­ся, ве­ро­ят­но, в рай­оне ме­ж­ду До­ном и Ниж­ним Ду­на­ем), где об­ра­зо­ва­ли со­юз 7 пле­мён (йе­не, кер, ке­си, кюрт-дьяр­мат, ньек, тарь­ян и медь­ер, или мадь­яр). С 860-х гг. В. со­вер­ша­ли на­бе­ги на вост. ок­раи­ны Вост.-Франк­ской им­пе­рии и уча­ст­во­ва­ли в вой­нах ме­ж­ду Ви­зан­ти­ей и Бол­га­ри­ей на Ниж­нем Ду­нае. В 895 под уда­ра­ми пе­че­не­гов и болг. ца­ря Си­ме­о­на по­ки­ну­ли Этель­кёз и под пред­во­ди­тель­ст­вом во­ж­дя (дю­лы) Ар­па­да (из пле­ме­ни мадь­яр) пе­ре­шли Кар­па­ты, к 896 за­няв Сред­не­ду­най­скую рав­ни­ну и часть Тран­силь­ва­нии (т. н. Об­ре­те­ние ро­ди­ны). К нач. 10 в., раз­гро­мив Ве­ли­ко­мо­ра­в­скую дер­жа­ву, они за­хва­ти­ли под­чи­нён­ные ей зем­ли. Луч­шие зем­ли на Сред­нем Ду­нае (от совр. Эс­тер­го­ма до об­лас­тей, рас­по­ло­жен­ных ни­же Бу­да­пеш­та) ото­шли пле­ме­ни мадь­яр. В 1-й пол. 10 в. (до по­ра­же­ния в Лех­ской бит­ве 955) В. со­вер­ша­ли опус­то­шит. по­хо­ды на Зап. Ев­ро­пу и Ви­зан­тию. К кон. 10 в. они пе­ре­хо­дят к осед­ло­сти и зем­ле­де­лию, при­ни­ма­ют хри­сти­ан­ст­во, в нач. 11 в. воз­ник­ло Венг. ко­ро­лев­ст­во. В эт­но­ге­не­зе В. уча­ст­во­ва­ли на­се­ляв­шие его сла­вя­не (пред­ки сло­ва­ков, сло­вен­цев, хор­ва­тов, сер­бов, зап. ук­ра­ин­цев), тюр­ки (в осо­бен­но­сти авары), вла­хи (влаш­ское на­се­ле­ние Тран­силь­ва­нии осо­бен­но воз­рос­ло в 16 в. в ре­зуль­та­те тур. за­вое­ва­ния). С 1220-х гг. под на­тис­ком мон­го­ло-та­тар на Ду­най пе­ре­се­ля­ют­ся груп­пы по­лов­цев (ку­ны, ку­ма­ны) и алан (ясы), по­лу­чив­шие зем­ли в Аль­фёль­де (об­лас­ти Яс­шаг, На­дь­кун­шаг, Киш­кун­шаг) для ох­ра­ны гра­ниц; ку­ны и ясы до 16 в. со­хра­ня­ли язы­ки, по­лу­ко­че­вое хо­зяй­ст­во и ар­ха­ич­ный со­ци­аль­ный строй, до 1876 (с пе­ре­ры­ва­ми) – са­мо­управ­ле­ние. Важ­ную роль иг­ра­ли пе­ре­се­лен­цы из Гер­ма­нии, а так­же Ита­лии, Флан­д­рии, Фран­ции. Нем. ко­ло­ни­сты (на­зы­вав­шие­ся не­за­ви­си­мо от про­ис­хо­ж­де­ния шва­ба­ми или сак­са­ми) со­хра­ня­ли свои эт­нич. осо­бен­но­сти и ав­то­но­мию на про­тя­же­нии все­го Сред­не­ве­ко­вья. Их по­се­ле­ния позд­нее вы­рас­та­ли в го­ро­да (нем­цы пре­об­ла­да­ли сре­ди гор. на­се­ле­ния Венг­рии до 16 в., ко­гда они ста­ли ухо­дить от тур. опас­ности и их ме­сто за­нима­ли бе­жен­цы с юга – венг­ры и сла­вя­не). Нем. ко­ло­ни­сты Тран­силь­ва­нии се­ли­лись ком­пакт­ны­ми груп­па­ми и со­ста­ви­ли од­ну из трёх «на­ций» ср.-век. Тран­силь­ва­нии (на­ря­ду с В. и се­кея­ми), поль­зо­вав­ших­ся ши­ро­кой ав­то­но­ми­ей и при­ви­ле­гия­ми. Эпо­ха тур. за­вое­ва­ний вы­зва­ла мас­со­вую им­ми­гра­цию в Венг­рию слав. и влаш­ско­го на­се­ле­ния; к кон. 17 в. В. со­став­ля­ли ме­нее по­ло­ви­ны на­се­ле­ния стра­ны. В 18 в. австр. пра­ви­тель­ст­во, на­пу­ган­ное ан­ти­габс­бург­ски­ми вы­сту­п­ле­ния­ми В., про­во­ди­ло по­ли­ти­ку за­се­ле­ния Венг­рии нем­ца­ми и сла­вя­на­ми, на­са­ж­да­ло нем. язык. В кон. 18 – нач. 19 вв. в Венг­рии на­чи­на­ет­ся дви­же­ние за об­нов­ле­ние венг. язы­ка, в 1843–49 по­лу­чив­ше­го ста­тус го­су­дар­ст­вен­но­го, что ста­ло од­ной из при­чин, при­вед­ших к про­ти­во­стоя­нию В. с др. на­ро­да­ми, так­же пе­ре­жи­вав­ши­ми эпо­ху нац. воз­ро­ж­де­ния, и по­бу­ди­ло их встать на сто­ро­ну Габс­бур­гов во вре­мя по­дав­ле­ния Ре­во­лю­ции 1848–49 в Венг­рии. В Ав­стро-Венг­рии В. со­став­ля­ли 42% нас. Венг­рии. По­сле 1867 уси­ли­лись ас­си­ми­ля­ци­он­ные про­цес­сы, осо­бен­но в го­ро­дах (гл. обр. сре­ди нем­цев и ев­ре­ев). Од­но­вре­мен­но с кон. 19 в. на­ча­лась мас­со­вая эмиг­ра­ция В. в Аме­ри­ку. По Триа­нон­ско­му мир­но­му до­го­во­ру 1920 св. 3 млн. В. ока­за­лись за пре­де­ла­ми стра­ны, позд­нее из них 360 тыс. чел. пе­ре­се­ли­лись в Венг­рию. По­сле по­ра­же­ния Венг­рии во 2-й ми­ро­вой вой­не из со­сед­них стран бы­ли вы­се­ле­ны, б. ч. в Вен­г­рию, сот­ни ты­сяч В. По­сле по­дав­ле­ния Вен­гер­ско­го вос­ста­ния 1956 по­сле­до­ва­ла но­вая вол­на эмиг­ра­ции (ок. 2% нас.). В даль­ней­шем по­ло­же­ние В. в со­сед­них стра­нах скла­ды­ва­лось по-раз­но­му. Так, в Юго­сла­вии су­ще­ст­во­ва­ла венг. ав­то­но­мия в Вое­во­ди­не, ли­к­ви­ди­ро­ван­ная в 1991; её вос­ста­нов­ле­ния до­би­ва­ет­ся Де­мо­кра­ти­ческий со­юз венгров Вое­во­ди­ны. По­сле 1991 из стран быв­шей Юго­сла­вии эмиг­ри­ро­ва­ли 40 тыс. В. В Ру­мы­нии про­во­ди­лась по­ли­ти­ка при­ну­дит. ас­си­ми­ля­ции В.; по­сле свер­же­ния ре­жи­ма Н. Чау­ше­ску (1989) на­ча­лась мас­со­вая эмиг­ра­ция В. из Ру­мы­нии.

В со­ста­ве В. вы­де­ля­ют­ся эт­но­гра­фич. груп­пы, сфор­ми­ро­вав­шие­ся к 18 в.: близ­кие сло­ва­кам па­ло­ци на се­ве­ре (го­ри­стые рай­оны ме­ж­ду го­ро­да­ми Ба­лаш­шадь­яр­мат и Шаль­го­тарь­ян); ма­тьо, по­лу­чив­шие на­зва­ние от име­ни ко­ро­ля Мать­я­ша Хунь­я­ди, да­ро­вав­шего им зем­ли в ок­ре­ст­но­стях г. Ме­зё­кё­вешд; ра­ба­кёз (ме­ж­ду ре­ка­ми Ра­ба и Ду­най) и близ­кие к сло­вен­цам шар­кёз, хе­теш, гё­чей (в пре­даль­пий­ских рай­онах) на за­па­де; се­кеи и ка­ло­та­се­ги в Тран­силь­ва­нии; чан­го в ру­мын­ских Кар­па­тах; по­том­ки ку­нов и ясов в Аль­фёль­де; гай­ду­ки на се­ве­ро-вос­то­ке Вен­г­рии.

Осн. за­ня­тие до 19 в. – ско­то­вод­ст­во, раз­ви­тое осо­бен­но в Аль­фёль­де: в Хор­то­бад­ской сте­пи раз­во­ди­ли ло­ша­дей, на па­ст­би­щах (пус­тах) ме­ж­ду Ду­на­ем и Ти­сой – круп­ный ро­га­тый скот, в т. ч. ко­ров т. н. се­реб­ри­стой по­ро­ды, со сред­них ве­ков, осо­бен­но в тур. эпо­ху, экс­пор­ти­ро­вав­ших­ся на за­пад (в Ве­не­цию, Юж. Гер­ма­нию), и др. Скот со­дер­жал­ся на даль­них па­ст­би­щах под при­смот­ром чи­ко­шей (та­бун­щи­ков) и гуй­я­шей (пас­ту­хов круп­но­го ро­га­то­го ско­та); воз­ник­ла про­фес­сия пе­ре­гон­щи­ков ско­та – гай­ду­ков, из ко­то­рых в эпо­ху тур. войн сло­жил­ся осо­бый слой вои­нов. Важ­ную роль иг­ра­ет тра­диц. ви­но­гра­дар­ст­во и ви­но­де­лие (в рай­онах го­ро­дов То­кай и Эгер на се­ве­ро-вос­то­ке, Сек­сард – на юге, го­ры Ба­да­чонь – на оз. Ба­ла­тон, г. Шо­прон – на за­па­де). В 19 в. ста­ло пре­об­ла­дать зем­ле­де­лие (осн. куль­ту­ра – пше­ни­ца, с 18 в. вы­ра­щи­ва­ли ку­ку­ру­зу и па­при­ку – осо­бен­но на юге, в рай­оне Се­ге­да и Ка­ло­чи). Из про­мы­слов со­хра­ня­ют­ся резь­ба по де­реву, кос­ти и ро­гу, вы­дел­ка ко­жи, пле­те­ние кру­жев, вы­шив­ка с ха­рак­тер­ным рас­титель­но-зоо­морф­ным ор­на­мен­том (цве­ты, пав­ли­ны) и ко­ло­ри­том (си­не-крас­но-жёл­тый в ка­ло­чай­ской вы­шив­ке, ко­рич­не­во-бе­же­во-ро­зо­вый, а так­же бе­лый – в тран­силь­ван­ской и др.), узор­ное тка­че­ст­во (крас­ный рас­тит. и гео­мет­рич. ор­на­мент в Тран­силь­ва­нии и на се­ве­ро-вос­то­ке Венг­рии), ке­ра­мич. про­из-во (си­ний рас­тит. ор­на­мент по бе­ло­му по­лю на се­ве­ре и в Тран­силь­ва­нии и др.), тис­не­ние по ко­же и др.

Осн. сель­ские по­се­ле­ния, осо­бен­но на вос­то­ке – круп­ные сё­ла (фа­лу, кёз­шег) и ху­то­ра (та­нья). Для об­лас­тей с пре­обла­да­ни­ем ско­то­вод­ст­ва, осо­бен­но для Аль­фёль­да, бы­ли ха­рак­тер­ны т. н. двой­ные по­се­ле­ния, в ко­то­рых хо­зяйств. по­строй­ки и хле­ва на­хо­ди­лись не в од­ном ком­плек­се с жи­лы­ми до­ма­ми, а вы­но­си­лись за око­ли­цу, при­мы­кая к па­ст­би­щам. Для зем­ле­дельч. рай­онов ти­пич­но рас­по­ло­же­ние жи­лых и хо­зяйств. по­стро­ек в од­ном ком­плек­се, час­то – под од­ной кры­шей. До 19 в. для центр. рай­онов ха­рак­тер­ны т. н. аг­рар­ные го­ро­да или тор­го­вые сё­ла (ме­зё­ва­рош), на­се­ле­ние ко­то­рых за­ни­ма­лось то­вар­ным с. х-вом и ре­мес­лом; часть из них (Се­гед, Деб­ре­цен, Кеч­ке­мет, На­дькё­рёш и др.) со вре­ме­нем пре­вра­ти­лись в го­ро­да. Тра­диц. жи­ли­ще в степ­ных рай­онах строи­лось из гли­ны, зем­ли, тро­ст­ни­ка, в лес­ных и го­ри­стых – из де­ре­ва, с бо­га­тым рез­ным де­ко­ром. Пре­об­ла­да­ли вы­тя­ну­тые до­ма, со­стоя­щие из жи­лой ком­на­ты (или ком­нат), кух­ни, кла­до­вой, се­ней; вдоль до­ма тя­ну­лась опи­раю­щая­ся на стол­бы га­ле­рея. На се­ве­ре и от­час­ти в Аль­фёль­де до 19 в. со­хра­ня­лись длин­ные до­ма для боль­ших се­мей с отд. по­ме­ще­ния­ми для ка­ж­дой суп­ру­же­ской па­ры.

Традиционная мужская одежда.
Традиционная одежда пастуха.

Тра­диц. муж­ской кос­тюм офор­мил­ся к 19 в.: ру­ба­ха, уз­кие, час­то рас­ши­тые, шта­ны, вправ­лен­ные в са­по­ги, без­ру­кав­ка; ха­рак­тер­ны так­же ши­рокие, ино­гда плис­си­ро­ван­ные бе­лые по­лот­ня­ные шта­ны (га­тя) и ру­ба­ха с ши­ро­ки­ми ру­ка­ва­ми. Верх­няя оде­ж­да – су­кон­ный каф­тан с лож­ны­ми ру­ка­ва­ми, с боль­шим вы­ши­тым во­рот­ни­ком; шу­ба без ру­ка­вов (сюр), рас­ши­тая вы­шив­кой или ап­пли­ка­ци­ей. Жен­ская оде­ж­да – коф­та с ши­ро­ки­ми ру­ка­ва­ми, юб­ка (у ка­ло­чай­ских де­ву­шек – очень пыш­ная, плис­си­ро­ван­ная, на­де­вае­мая на неск. ниж­них юбок) с пе­ред­ни­ком, ко­рот­кая вы­ши­тая без­ру­кав­ка (прус­лик); оде­ж­да ук­ра­ша­ет­ся обиль­ной вы­шив­кой. Де­вуш­ки за­пле­та­ли во­ло­сы в ко­су, ук­ра­ша­ли их лен­та­ми или вен­ка­ми из цвет­ных ни­тей, за­муж­ние жен­щи­ны за­кры­ва­ли во­ло­сы плат­ка­ми или чеп­ца­ми.

Обряд угощения после свадьбы.

Тра­диц. пи­ща – мяс­ная, муч­ная (лап­ша, клёц­ки) с чёр­ным и крас­ным пер­цем (па­при­кой). Для Аль­фёль­да ха­рак­тер­ны гус­тая мяс­ная по­хлёб­ка (гу­ляш), ту­шё­ное мя­со в ост­ром со­усе (пёр­кёльт) с гар­ни­ром из муч­ной кру­пы (тар­хо­ня), для Тран­силь­ва­нии – ква­ше­ная ка­пус­та или го­луб­цы с коп­чё­но­стя­ми. Из жи­ров пред­по­чи­та­ют то­п­лё­ный сви­ной жир, ко­то­рый так­же ма­жут на хлеб. Пе­кут стру­де­ли (ре­те­ши) из очень тон­ко­го слоё­но­го тес­та. Вен­гер­ская фрук­то­вая вод­ка (па­лин­ка) го­то­вит­ся из сли­вы, аб­ри­ко­сов, че­реш­ни.

До 19 в. со­хра­ня­лись боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи (3–4 по­ко­ле­ния – до 60 чел.); пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (не­мзет­шег), вос­хо­дя­щие к об­ще­му пред­ку, чле­ны ко­то­рых но­си­ли од­ну фа­ми­лию; квар­та­лы, на­се­лён­ные кров­ны­ми род­ст­вен­ни­ка­ми (ход). Ро­до­слов­ные на­счи­ты­ва­ли до 5 по­ко­ле­ний. Со­хра­ни­лись свя­точ­ные об­ход­ные об­ря­ды (ре­гё­леш – об­ход де­рев­ни ря­же­ны­ми, по­ющи­ми деть­ми с пе­ре­нос­ным те­ат­ром ти­па вер­те­па, ко­ля­до­ва­ние), об­ли­ва­ние во­дой на Пас­ху, раз­жи­га­ние ко­ст­ров на Ива­нов день (св. Яно­ша), яр­мар­ки и гу­ля­ния в хра­мо­вый празд­ник (бу­чу) и т. д. Один из гл. празд­ни­ков – День св. Иш­тва­на (20 ав­гу­ста), сов­па­даю­щий с Днём ос­но­ва­ния венг. го­су­дар­ст­ва.

Уст­ное твор­че­ст­во. Со­хра­ни­лись ска­за­ния о про­ис­хо­ж­де­нии и ран­ней ис­то­рии В.: о пти­це Ту­рул, чу­дес­ном оле­не, чу­дес­ном по­яв­ле­нии на свет Аль­мо­ша (от­ца Ар­па­да), при­хо­де В. в По­ду­на­вье, по­хо­де Бо­тон­да на Ви­зан­тию; ле­ген­ды о Яно­ше и Мать­я­ше Хунь­я­ди, Габоре Бет­ле­не, Фе­рен­це II Ра­ко­ци; бал­ла­ды о ски­таль­цах, ку­ру­цах, гай­ду­ках и раз­бой­ни­ках-бе­тя­рах, о ка­мен­щи­ке Ке­ле­ме­не, Ка­бе Ка­дар и др.; сказ­ки – вол­шеб­ные, о жи­вот­ных, са­ти­ри­ческие (тру­фы). «Ста­рый» слой нар. му­зы­ки В., угор­ский с силь­ным тюрк. эле­мен­том, впи­тав­ший влия­ния зап.-ев­роп. му­зы­ки и тра­ди­ций со­сед­них на­родов (че­хов, сло­ва­ков, по­ля­ков, юж. сла­вян, ру­мын, нем­цев), от­час­ти со­хра­нил­ся до 20 в. Объ­е­ди­ня­ет во­каль­ную и ин­ст­ру­мен­таль­ную од­но­го­лос­ную му­зы­ку, ла­до­вая ос­но­ва – ан­ге­ми­он­ная пен­та­то­ни­ка. Ха­рак­тер­но пе­ние «от­кры­тым зву­ком» в вы­со­ком ре­ги­ст­ре. Пес­ни «ста­ро­го» слоя: дет­ские иг­ро­вые; об­ря­до­вые – зим­ние по­здра­ви­тель­ные (близ­ки ко­ляд­кам), час­тич­но – сва­деб­ные; по­хо­рон­ные пла­чи (ис­пол­ня­ют­ся взрос­лы­ми жен­щи­на­ми; зву­ко­ря­ды не ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся пен­та­то­ни­кой); час­тич­но – нар. гим­ны на ду­хов­ные тек­сты. Б. ч. ин­ст­ру­мен­таль­ных наи­гры­шей име­ет пе­сен­ное про­ис­хо­ж­де­ние. По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во пе­сен В. от­но­сит­ся к «но­во­му» слою (ис­то­ри­че­ские, раз­бой­ни­чьи, сол­дат­ские, пат­рио­ти­че­ские, ли­ри­че­ские, за­столь­ные и др., с 19 в. – ви­раг, или «ис­кус­ст­вен­ные» пес­ни в нар. ду­хе), от­ли­чит. чер­ты ко­то­ро­го – ме­ло­дич. по­втор­ность (час­тый при­ём – транс­по­зи­ция пе­сен­ной стро­ки на квин­ту вверх), ха­рак­тер­ная рит­мич. фи­гу­ра – , пен­та­то­ни­ка со­сед­ст­ву­ет с ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­стью. Ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка «но­во­го» слоя – гл. обр. тан­це­валь­ная, ис­пы­та­ла влия­ние скри­па­чей-цы­ган, во мно­гом свя­за­на со сти­лем вер­бун­кош. По­пу­ляр­ный та­нец – чар­даш. Ха­рак­тер­ные для В. муз. ин­ст­ру­мен­ты: скрип­ка, цим­ба­лы, цит­ра, ко­лёс­ная ли­ра; сре­ди аэ­ро­фо­нов – пас­ту­шья про­доль­ная флей­та «фу­руйя», во­лын­ка, тру­ба «та­ро­га­то»; идио­фо­ны (кси­ло­фон, ко­ло­туш­ки, тре­щот­ки), мем­бра­но­фо­ны (ба­ра­бан, фрик­ци­он­ный ба­ра­бан, бу­бен). Рас­про­стра­не­ны ан­самб­ли: «цы­ган­ские» (в со­ста­ве – скрип­ка, цим­ба­лы, струн­ный бас), мед­ные ду­хо­вые. Венгерский фольк­лор ока­зал силь­ней­шее влия­ние на профессиональную му­зы­ку.

Лит.: Talasi I. Die materielle Kultur des un­garischen Volkes in Europa // Europa et Hun­garia. Bdpst, 1965; Dienes I. A honfoglaló ma­gyarok. Buc., 1972; Kósa L., Filip A. A ma­gyar né p táji-történeti tagolodása. Bdpst, 1978; Magyar néprajzi lexikon. Bdpst, 1979–1982. Kötetben 1–5; Kővágó L. Nemzetiségek a mai Magyarországon. Bdpst, 1981; Ács Z. Nemze­tiségek a történelmi Magyarországon. Bdpst, 1984; Hanák P. Ungarn in der Donaumo­nar­chie. W., 1984; Hungarians and their neighbo­urs in modern times, 1867–1950 / Ed. E. Glatz. Boulder; N. Y., 1995; Шу­ша­рин В. П. Ран­ний этап эт­ни­че­ской ис­то­рии венг­ров. М., 1997.

Вернуться к началу