Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́НСОР

Дж. Энсор. «Интрига». 1890. Королевский музей изящных искусств (Антверпен).

Э́НСОР, Эн­зор (Ensor) Джеймс Сид­ни Эду­ард (13.4.1860, Ос­тен­де – 19.11.1949, там же), бельг. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся в АХ в Брюс­се­ле (1877–80) у Я. Пор­тал­са. В 1880 по­се­тил Лон­дон, Па­риж, Гол­лан­дию. С 1880 жил в Ос­тен­де. Ис­пы­тал влия­ние И. Бос­ха, П. Брей­ге­ля Стар­ше­го, флам. жи­во­пи­си 17 в., Г. Кур­бе, Ш. де Гру, им­прес­сио­низ­ма. Один из ос­но­ва­те­лей брюс­сель­ско­го худож. объ­е­ди­не­ния «ХХ» (1883); чл. объ­е­ди­не­ния ху­дож­ни­ков Ан­твер­пе­на «Со­вре­мен­ное ис­кус­ст­во» (1905). В ран­ний, т. н. тём­ный, пе­ри­од (1879–82) со­зда­вал реа­ли­стич. жан­ро­вые про­из­ве­де­ния, порт­ре­ты и пей­за­жи, ха­рак­те­ри­зую­щие­ся пас­тоз­ным маз­ком и су­ро­вой кра­соч­ной гам­мой («Да­ма в го­лу­бом», 1881, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Брюс­сель; «Зав­трак с уст­ри­ца­ми», 1882, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Ан­твер­пен), а так­же за­ни­мал­ся ка­ри­ка­ту­рой. С 1882 под воз­дей­ст­ви­ем эс­те­ти­ки ев­роп. сим­во­лиз­ма и бельг. пи­са­те­ля М. Ме­тер­лин­ка пе­ре­шёл к экс­прес­сив­но-ут­ри­ро­ван­ным, вы­зы­ваю­ще яр­ким по ко­ло­ри­ту ком­по­зи­ци­ям, в ко­то­рых до­ми­ни­ро­ва­ли гро­те­ск­ные об­ра­зы-сим­во­лы мас­ки и ске­ле­та как со­ци­аль­ная са­ти­ра, со­че­таю­щая­ся со зло­ве­щей па­ро­ди­ей на че­ло­ве­че­ст­во («Въезд Хри­ста в Брюс­сель», 1889, Му­зей Гет­ти, Лос-Анд­же­лес; «Ске­ле­ты, де­ру­щие­ся за коп­чё­ную сельдь», 1890, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Брюс­сель). По­сле 1900 об­рёл при­зна­ние; по­лу­чил ти­тул ба­ро­на (1929). Соз­да­вал ва­риа­ции на най­ден­ные в пре­ды­ду­щий пе­ри­од те­мы («Ко­ми­че­ская тра­пе­за», ок. 1917–1918, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк). Для гра­фи­ки Э. осо­бен­но ха­рак­тер­ны мно­го­фи­гур­ные, пол­ные на­пря­жён­но­го дра­ма­тиз­ма офор­ты («Со­бор», 1886) и ли­то­гра­фии («Сце­ны из жиз­ни Хри­ста», 31 ли­то­гра­фия, 1921). Иск-во Э. ока­за­ло влия­ние на ста­нов­ле­ние экс­прес­сио­низ­ма и сюр­реа­лиз­ма.

Лит.: Schumann H. J. Ensor. Dresden, 1985; Tricot X. J. Ensor: Catalogue raisonné des peintures. P., 1992. Vol. 1–2.

Вернуться к началу