Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЕ́ХТЕЛЬ

Авторы: Д. П. Шульгина
Ф.О. Шехтель. Особняк А.И. Дерожинской в Москве. 1901–03. Фото Д.В. Соловьёва

ШЕ́ХТЕЛЬ Фё­дор Оси­по­вич (Франц Аль­берт) [26.7(7.8).1859, С.-Пе­тер­бург – 7.7.1926, Мо­ск­ва], рос. ар­хи­тек­тор, акад. пе­терб. АХ (1902). С 1875 в Мо­ск­ве: рабо­тал в ар­хит. мас­тер­ской А. С. Ка­мин­ско­го, сов­мест­но с ним ис­пол­нил кон­курс­ный про­ект зда­ния Ис­то­ри­че­ско­го му­зея (1875, не реа­ли­зо­ван) и про­ект особ­ня­ка П. В. Ща­по­ва (1878). В 1875–1878 обу­чал­ся в МУЖВЗ. За­ни­мал­ся оформ­ле­ни­ем книг, ра­бо­тал штат­ным ху­дож­ни­ком в моск. юмо­ри­стич. жур­на­лах и га­зе­тах (до 1890), сце­но­гра­фом у М. В. Лен­тов­ско­го в са­ду «Эр­ми­таж» (1882–90), в 1883 и 1896 уча­ст­во­вал в оформ­ле­нии ко­ро­на­ци­он­ных тор­жеств. Ран­ние ар­хит. про­ек­ты вы­пол­не­ны в ду­хе ис­то­ри­че­ских сти­лей (усадь­ба Ки­ри­цы С. П. фон Дер­ви­за, 1887–89, ны­не Ря­зан­ская обл., см. илл. к ст. Дер­ви­зы; до­ма А. А. Ло­кало­ва и П. Д. Иро­до­ва в с. Ве­ли­кое, 1888–90, ны­не Яро­слав­ская обл.), од­на­ко рас­цвет твор­че­ст­ва Ш. свя­зан со сти­лем мо­дерн, к ко­то­ро­му он при­шёл че­рез по­строй­ки в ду­хе нео­готи­ки 1890-х гг.: особ­няк З. Г. Мо­ро­зо­вой (1893–97; см. илл. к ст. Мо­ск­ва) с асим­мет­рич­ной ком­по­зи­ци­ей, го­тич. ка­би­нет и б-ка в особ­ня­ке А. В. Мо­ро­зо­ва (1895). Сти­ли­зов. мо­ти­вы рус. зод­че­ст­ва Ш. ис­поль­зо­вал в про­ек­тах со­ору­же­ний Ни­же­го­род­ской вы­став­ки (1896) и па­виль­о­нов рус. от­де­ла Все­мир­ной вы­став­ки в Глаз­го (1901), что позд­нее при­ве­ло Ш. к нац.-ро­ман­тич. ва­ри­ан­ту мо­дер­на – не­о­рус­ско­му сти­лю. За­тем по­сле­до­ва­ли вы­стро­ен­ные в ин­тер­на­цио­наль­ном ва­ри­ан­те сти­ля мо­дерн моск. особ­ня­ки С. П. Ря­бу­шин­ско­го (1900–1902; см. илл. к ст. Мо­дерн) и А. И. Де­ро­жин­ской (1901–03), от­ли­чаю­щие­ся сво­бод­ной пла­ни­ров­кой, обу­сло­вив­шей их раз­но­фа­сад­ность, бо­гат­ст­вом де­ко­ра, гро­те­ско­вым ук­руп­не­ни­ем де­та­лей и варь­и­рую­щей­ся вы­со­той по­ме­ще­ний, ко­то­рая при­да­ёт ин­терь­е­рам мо­ну­мен­таль­ность. В рус­ле не­орус­ско­го сти­ля Ш. соз­дал гл. фа­сад Яро­слав­ско­го во­к­за­ла в Мо­ск­ве (1902–04; см. илл. к ст. Ар­хи­тек­ту­ра), ц. Спа­са Все­ми­ло­сти­во­го в Ива­но­во (1898–1903, не сохр.), ц. Св. Трои­цы в Ба­ла­ко­во (1909–13), де­рев. ц. Свт. Ни­ко­лая у Со­ло­мен­ной сто­рож­ки (1916; вос­соз­да­на с из­ме­не­ния­ми), внутр. от­дел­ку ц. Прп. Пи­ме­на Ве­ли­ко­го в Но­вых Во­рот­ни­ках (1897–1900, ико­но­стас, 1903–07; обе – в Мо­ск­ве). В 1902 по за­ка­зу С. Т. Мо­розо­ва пе­ре­стро­ил зда­ние Мо­с­ков­ско­го Ху­до­же­ст­вен­но­го ака­де­ми­че­ско­го те­ат­ра, вы­пол­нил эс­ки­зы за­на­ве­са и сим­во­ли­ки (эмб­ле­му с чай­кой для би­ле­тов, афиш и пр.). Стро­ил до­ход­ные до­ма (Стро­га­нов­ско­го уч-ща, 1904–06; Л. В. Шам­ши­ной, 1909). В рус­ле ра­цио­наль­но­го мо­дер­на ос­мыс­лял эс­те­тич. воз­мож­но­сти совр. кон­ст­рук­ций и функ­цио­наль­ность кар­кас­ных по­стро­ек (зда­ние ти­по­гра­фии «Ут­ро Рос­сии», 1907–08; дом Моск. ку­пе­че­ско­го об-ва, 1909–11; банк бр. Ря­бу­шин­ских, 1903–04). Ш. так­же об­ра­щал­ся к не­о­клас­си­циз­му, ис­поль­зуя при этом ком­по­зи­ци­он­ные приё­мы мо­дер­на (собств. дом, 1909, и особ­няк И. И. Мин­дов­ской, 1913, в Мо­ск­ве; б-ка им. А. П. Че­хо­ва в Та­ган­ро­ге, 1910–14). Ра­бо­тал так­же в Ниж­нем Нов­го­ро­де, Са­ма­ре, Ека­те­ри­но­да­ре (ны­не Крас­но­дар). По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 Ш. как гла­ва Ху­дож.-про­из­водств. ко­мис­сии На­уч­но-тех­нич. от­де­ла ВСНХ (1920–22) пред­ло­жил соз­да­вать аги­тац. фар­фор, при­вле­кать ху­дож­ни­ков к оформ­ле­нию дет­ских книг, ди­зай­ну тек­сти­ля. Уча­ст­во­вал в про­ек­те «Ир­тур» («Ир­ри­га­ция Тур­ке­ста­на», 1918–20, не реа­ли­зо­ван), для моск. Все­рос. с.-х. и кус­тар­но-пром. вы­став­ки соз­дал па­виль­он Тур­ке­ста­на, сти­ли­зо­ван­ный в ду­хе ср.-ази­ат. зод­че­ст­ва (1923, совм. с В. К. Роз­ва­дов­ским; не сохр.), вы­пол­нил кон­курс­ный про­ект мав­зо­лея В. И. Ле­ни­на с ис­поль­зова­ни­ем мо­ти­вов др.-егип. ар­хи­тек­ту­ры (1924), ар­хит. про­ек­ты пло­ти­ны и др. со­ору­же­ний Днеп­ро­гэ­са (1924–26; все не реа­ли­зо­ва­ны). Чл. Мо­с­ков­ско­го ар­хи­тек­тур­но­го об­ще­ст­ва (с 1895; пред. в 1906–22). Пре­по­да­вал в МВХПУ (1896–08). Проф. Вху­те­ма­са (с 1918).

Де­ти: Л. Ф. Же­гин, Ве­ра Фё­до­ров­на Шех­тель (1896–1958), ху­дож­ник-офор­ми­тель.

Лит.: Ф. Шех­тель и эпо­ха мо­дер­на. М., 2009; Ки­ри­чен­ко Е. И. Ф. О. Шех­тель. Жизнь. Об­ра­зы. Идеи. М., 2011; Сай­ги­на Л. В., Да­тие­ва Н. С. Мо­ро­зов. Ф. Шех­тель: Ис­то­рия ше­дев­ра. М., 2012; Сай­ги­на Л. В. Ар­хи­тек­тор Ф. Шех­тель: Эн­цик­ло­пе­дия твор­че­ст­ва. М., 2014.

Вернуться к началу