МАНДЗО́НИ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНДЗО́НИ (Manzoni) Алессандро (7.3.1785, Милан – 22.5.1873, там же), итал. писатель. Из аристократич. семьи; внук Ч. Беккариа, племянник А. Верри. Сенатор (1860). Учился в колледжах, принадлежавших разл. орденам (1791–1803), несмотря на это, уже в юности стал убеждённым антиклерикалом и республиканцем, приверженцем рационализма Просвещения. Ранняя поэзия М. выдержана в духе классицизма: поэма «Триумф свободы» («Trionfo della libertà», 1801), идиллия «Адда» («Adda», 1803), четыре филос.-сатирич. «Поучения» («Sermoni», 1803–04). В 1805–10 жил в Париже; сблизился с кружком франц. мыслителей, сохранивших верность идеалам Просвещения в условиях империи (П. Ж. Ж. Кабанис, А. Л. К. Дестют де Траси, К. Форьель). Эволюция мировоззрения и поэтики М. в сторону романтизма отразилась в поэмах: «На смерть Карло Имбонати» («In morte di Carlo Imbonati», 1806), «Урания» («Urania», 1809) и особенно – в цикле из пяти «Священных гимнов» («Inni sacri», 1812–22) и очерке «О католической морали» («Sulla morale cattolica», 1819). Между 1809 и 1810 М. пережил нравств. кризис; обращение к католич. вере логически завершило его размышления о гуманной миссии поэта.
В конце 1810-х гг. М. стал главой миланского кружка романтиков, объединившихся вокруг ж. «Conciliatore» (1818–19); его эстетич. труды: «Письмо г-ну Ш… о единствах времени и места в драматическом произведении» («Lettera sull’ unità di tempo e di luogo nella tragedia», 1823, рус. пер. 1984) и «Письмо маркизу Чезаре Д’Адзельо о романтизме» («Lettera al marchese Cesare d’Azeglio sul romanticismo», 1823, опубл. в 1846, рус. пер. 1984) воспринимались как манифесты романтич. школы не только в Италии, но и за её пределами. Эти работы, а также оды «Март 1821 г.» («Marzo 1821», опубл. в 1848) и «Пятое мая» («Il cinque maggio», 1821; написана на смерть Наполеона I и была запрещена цензурой вплоть до 1822) отразили представления М. о конфликтном взаимодействии благородного героич. деяния, жестокой историч. и политич. закономерности и непреложной мудрости провидения. Оду «Пятое мая» в своём переводе напечатал в ж. «Über Kunst und Altertum» И. В. Гёте (1822); частичный рус. пер. осуществил Ф. И. Тютчев (ок. 1829).
Обоснованный в эстетич. сочинениях М. тип изображения историч. событий был опробован им в трагедиях «Граф Карманьола» («Il conte di Carmagnola», 1820; рус. пер. 1888) и «Адельгиз» («Adelchi», 1822; рус. пер. 1978), построенных на непримиримом нравств. конфликте благородной личности и гос. интереса. Предисловие к «Графу Карманьоле», где М., в частности, подверг критике правило трёх единств, стало одним из первых манифестов романтич. театра.
Новаторский характер историзма М. полнее всего выразился в самом знаменитом его сочинении – романе «Обручённые» («I promessi sposi», 1-я редакция под назв. «Фермо и Лючия» – 1821–1823; последующие редакции – 1825–27 и 1840–42; рус. пер. 1833). События из жизни Миланского герцогства в 17 в. осмыслены в романе как проявление перманентного нравств.-религ. конфликта (противостояние христианской этики, следования евангельским заветам, с одной стороны, и низменных корыстных интересов, презрения к слабому – с другой). Сюжет романа строится на столкновении интересов бедных и униженных с устремлениями сильных мира сего; по мысли М., смысл человеческим деяниям придаёт вера в провидение. В «Обручённых» присутствуют некоторые сюжетные мотивы итал. прозы 17 в., а также элементы готического романа.
Среди др. сочинений: историч. очерк «История позорного столба» («Storia della colonna infame», написано в 1820-х гг., опубл. в 1842; рус. пер. 1978), развивающий тему нравств. ответственности власть имущих; трактат «Об итальянском языке» («Della lingua italiana», 1847, опубл. в 1850).