ФРИШ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРИШ (Frisch) Макс (15.5.1911, Цюрих – 4.4.1991, там же), швейц. писатель, драматург. Писал на нем. яз. Сын архитектора. Учился на филологич. ф-те Цюрихского ун-та (1930–32), из-за смерти отца был вынужден прервать учёбу; работал корреспондентом в газетах Цюриха и Базеля. В 1933 Ф. путешествовал по Вост. Европе, его впечатления отразились в дебютном романе «Юрг Рейнхарт» («Jürg Reinhart», 1934), который позднее сам Ф. оценивал как неудачный. В 1940 окончил архит. отделение Цюрихского технич. ин-та. Руководил собств. архит. бюро. В 1951 уехал в США. В кон. 1950-х гг., вернувшись на родину, посвятил себя лит-ре. В 1966 и 1968 посетил СССР. Выступал как правозащитник (в т. ч. за легализацию эвтаназии).
Ф. – крупнейший швейц. писатель 20 в.; на его творчество значит. влияние оказал театр Б. Брехта, а также опыт модернистской прозы. В центре пронизанного психологизмом творчества Ф. – проблема нравств. выбора в условиях буржуазного прагматизма и торжества стандартизации. Роман «Штиллер» («Stiller», 1954, рус. пер. 1972) посвящён душевным поискам швейц. скульптора, стремящегося «быть другим» и ищущего подлинную жизнь, но в итоге капитулирующего. Гл. герой романа «Homo Фабер» («Homo Faber», 1957, рус. пер. 1967), отвергая исповедуемые изначально принципы меркантилизма и прагматизма, ценой страданий открывает свою истинную, глубинную сущность. Широкую известность снискал роман «Назову себя Гантенбайн» («Mein Name sei Gantenbein», 1964, рус. пер. 1975), отмеченный смелыми формальными экспериментами: повествование предстаёт как совокупность альтернативных биографий героев, ни одна из которых не является окончательной и приоритетной по отношению к другим. Экзистенциальная и социальная проблематика – в центре пьес Ф. «Опять они поют» («Nun singen sie wieder», 1946, рус. пер. 1970), «Бидерман и поджигатели» («Herr Biedermann und die Brandstifter», пост. 1958, рус. пер. 1965), «Андорра» («Andorra», 1961), «Когда окончилась война» («Als der Krieg zu Ende war», 1949), «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» («Don Juan oder Die Liebe zur Geometrie», 1953, рус. пер. 1970) и др. Автор публицистич. статей, речей, в т. ч. «Культура как алиби» («Kultur als Alibi», изд. в 1949, рус. пер. 1987), «На исходе Просвещения – золотой телец» («Am Ende der Aufklärung steht das Goldene Kalb», 1986), в которых выступил с критикой амер. и швейц. общества, основанного на культе потребления. Среди др. сочинений: во многом автобиографич. повести «Обожаю то, что меня сжигает, или Трудные люди» («J’adore ce qui me brûle oder Die Schwierigen», 1944), «Человек появляется в эпоху Голоцена» («Der Mensch erscheint im Holozän», 1979, рус. пер. 1982), антимилитаристская повесть «Швейцария без армии?» («Schweiz ohne Armee?», 1989); многочисл. дневники, в т. ч. «Листки из вещевого мешка» («Blätter aus dem Brotsack», 1940) и др.