Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНГЕ́ЙМСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 733

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МАНГЕ́ЙМСКАЯ ШКО́ЛА, на­прав­ле­ние в нем. му­зы­ке 18 в., сло­жив­шее­ся в Ман­гей­ме и оз­на­ме­но­вав­шее пе­ре­ход от сти­ля ба­рок­ко к клас­сич. сти­лю. Сыг­ра­ло важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии сим­фо­нии и ка­мер­но­го ан­самб­ля на пу­ти к вен­ской клас­си­че­ской шко­ле. К сер. 18 в. при­двор­ная ка­пел­ла Ман­гей­ма объ­е­ди­ни­ла ряд пер­во­класс­ных му­зы­кан­тов – ком­по­зи­то­ров и ис­пол­ни­те­лей (гл. обр. скри­па­чей и вио­лон­че­ли­стов, мно­гие чеш. про­ис­хо­ж­де­ния), оп­ре­де­лив­ших ха­рак­тер­ный ис­пол­ни­тель­ский стиль ор­ке­ст­ра и в зна­чит. сте­пе­ни соз­дав­ших для не­го но­вый ре­пер­ту­ар. В 1745–57 ка­пел­лой ру­ко­во­дил Я. Ста­миц, спо­соб­ст­во­вав­ший творч. са­мо­оп­ре­де­ле­нию М. ш.; в 1753–1778 рук. ор­ке­ст­ра был комп. И. Хольц­бау­эр. Уча­ст­ни­ка­ми ор­ке­ст­ра и од­но­вре­мен­но ав­то­ра­ми ман­гейм­ских сим­фо­ний бы­ли Ф. К. Рих­тер, А. Фильц, К. Кан­на­бих, Ф. Бек, Дж. Тоэ­ски, Карл Ста­миц (сын Я. Ста­ми­ца), И. Френцль, П. Рит­тер. Ман­гейм­ский ор­кестр (для сво­его вре­ме­ни очень боль­шой, с рас­ши­рен­ной струн­ной груп­пой) был не­пре­взой­дён­ным по сыг­ран­но­сти и вы­ра­зи­тель­но­сти ис­пол­не­ния. Бли­зость эс­те­ти­ке сен­ти­мен­та­лиз­ма про­яви­лась в уси­ле­нии гл. обр. чув­ст­ви­тель­но-па­те­тич. на­ча­ла в ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке. Сре­ди осо­бых «ман­гейм­ских ма­нер» – ха­рак­тер­ные гром­ко­ст­но-ди­на­мич. кон­тра­сты, при­стра­стие к ди­на­мич. на­рас­та­ни­ям (дли­тель­ные crescendo) и за­ту­ха­ни­ям (di­minuendo). В ком­по­зи­ции вы­де­ли­лись оп­ре­де­лён­ные ме­ло­дич. обо­ро­ты («ман­гейм­ские вздо­хи» – за­дер­жа­ния), ста­ли при­ме­нять­ся со­пос­тав­ле­ния ма­жо­ра и од­но­им. ми­но­ра, в ин­ст­ру­мен­тов­ке на­ме­ти­лись от­ход от фак­ту­ры бас­со кон­ти­нуо, функ­цио­наль­ное под­раз­де­ле­ние ор­ке­ст­ро­вых групп, в со­ста­ве ор­ке­ст­ра за­кре­пил­ся клар­нет.

В сво­ём твор­че­ст­ве ман­гейм­цы обоб­щи­ли ха­рак­тер­ные тен­ден­ции, на­ме­тив­шие­ся в итал. скри­пич­ной и трио-со­на­те, в ор­ке­ст­ро­вой сюи­те, в увер­тю­рах (осо­бен­но в итал.), в опер­ной му­зы­ке с её яр­ки­ми и ти­пи­че­ски­ми об­раз­ами, под­го­то­вив­ши­ми сим­фо­нич. те­ма­тизм («сим­фо­ни­ей» ко вре­ме­ни М. ш. ча­ще все­го на­зы­ва­ли итал. опер­ную увер­тю­ру, ещё не впол­не от­де­лив­шую­ся от опе­ры, но ис­пол­няв­шую­ся так­же и от­дель­но). У ман­гейм­ских ав­то­ров сим­фо­ния пре­вра­ти­лась в са­мо­сто­ят. ор­ке­ст­ро­вое про­из­ве­де­ние, обыч­но в 4 раз­но­тем­по­вых час­тях (allegro, andante, ме­ну­эт, фи­нал), с ха­рак­тер­ным для ка­ж­дой из них рит­ми­ко-ме­ло­дич. об­ли­ком и кри­стал­ли­за­ци­ей те­ма­тич. кон­тра­стов внут­ри ал­лег­ро.

Воз­дей­ст­вие ман­гейм­ско­го сим­фо­нич. сти­ля бы­ло весь­ма зна­чи­тель­ным так­же за пре­де­ла­ми Ав­ст­рии и Гер­ма­нии; сим­фо­нии ман­гейм­цев ши­ро­ко ис­пол­ня­лись и из­да­ва­лись в Па­ри­же, по­вли­яв на твор­че­ст­во франц. ком­по­зи­то­ров – ав­то­ров сим­фо­ний (Ф. Ж. Гос­сек, Э. Ме­гюль и др.). Из вен­ских клас­си­ков наи­боль­шее влия­ние М. ш. ока­за­ла на мо­ло­до­го В. А. Мо­цар­та.

Лит.: Heuss A. Über die Dynamik der Mann­hei­mer Schule // Riemann-Festschrift. Lpz., 1909; idem. Die Dynamik der Mannheimer Schule, II: die Detail-Dynamik // Zeitschrift für Musikwissenschaft. Lpz., 1919–1920. Bd 2–3; Larsen J. P. Zur Bedeutung der «Mannheimer Schule» // Festschrift K. G. Fellerer zum sechs­zigsten Geburtstag am 7. Juli 1962. Regens­burg, 1962; De Stwolinski G. В. The Mannheim sym­phonists: their contributions to the technique of thematic development. [Rochester], 1966. Vol. 1–2; Musica bohemica et europaea. Brno, 1972; Ко­нен ВД. Те­атр и сим­фо­ния. 2-е изд. М., 1975; Ли­ва­но­ва Т. Н. Ис­то­рия за­пад­но­ев­ро­пей­ской му­зы­ки до 1789 г. 2-е изд. М., 1982. Кн. 2; Mannheim und Italien: zur Vor­geschichte der Mannheimer. Mainz, 1984; Die Mannhei­mer Hofkapelle im Zeitalter Carl Theo­dors / Hrsg. von L. Finscher. Mannheim, 1992; Unter­su­chun­gen zu Musikbeziehungen zwis­chen Mann­heim, Böhmen und Mähren im späten 18. und frühen 19. Jahrhundert: Symphonie, Kir­chen­musik, Melodrama. Mainz; L., 1993; Kunze S. Die Sinfonie im 18. Jahrhundert: von der Opern­sinfonie zur Konzertsinfonie // Hand­buch der musikalischen Gattungen. Laaber, 1993. Bd 1; Mozart und Mannheim. Fr./M., 1994.

Вернуться к началу