ОРТИ́С
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРТИ́С (Ortiz) Диего [ок. 1510, Толедо – ок. 1570, Неаполь(?)], исп. теоретик музыки и композитор. С 1558 до 1565 (возможно, и до конца жизни) служил капельмейстером при неаполитанском дворе исп. герцогов. В 1553 опубликовал «Трактат о глосах» на исп. яз. («Trattado de glosas sobre clausulas y otros generos de puntos en la musica de violones...») и в собств. итал. переводе («Glose sopra le cadenze et altre sorte de punti in la musica del violone»). Это первый в истории музыки труд, посвящённый практике орнаментального варьирования (см. в ст. Орнаментика) на струнных смычковых инструментах (у О. имеются в виду виолы). О. предполагал, что музыкант должен осваивать технику украшения мелодии, изучая многочисл. приведённые в трактате примеры (от простых каденций до развитых соло), и самостоятельно принимать решение о месте применения украшения и его пригодности в конкретной муз. композиции. Помимо светских сочинений, опубликованных в названном трактате, О. писал многоголосную церковную музыку для оффиция (магнификаты, антифоны, в т. ч. «Salve Regina»), мотеты и др. Церковно-муз. сочинения (всего 69 сочинений для 4–7 голосов) написаны под влиянием творений Й. Окегема, Жоскена Депре, К. де Моралеса. О. приветствовал использование муз. инструментов в церкви (имел в виду предположительно виолу да гамба, тромбон, цинк), о чём сохранилось письм. свидетельство О. в предисловии к собств. сб-ку сочинений «Musices liber primus, hymnos, magnificas, salves, motecta, psalmos aliaque diversa cantica complectens» (Венеция, 1565).
«Трактат о глосах» активно используется совр. музыкантами, работающими в русле аутентичного исполнительства.