Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕНТАТО́НИКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 579

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




1. Звукоряды пентатоники.

ПЕНТАТО́НИКА (от греч. πέντε – пять и тон), пя­ти­сту­пен­ная ин­тер­валь­ная сис­те­ма. Осн. тип П. – бес­по­лу­то­но­вая, или ан­ге­ми­то­но­вая, зву­ки ко­то­рой мож­но рас­по­ло­жить по чис­тым квин­там (см. Ан­ге­ми­то­ни­ка). Име­ет 5 зву­ко­ряд­ных мо­ди­фи­ка­ций (илл. 1). Ан­ге­ми­то­но­вый 5-сту­пен­ный зву­ко­ряд не сле­ду­ет трак­то­вать как диа­то­ни­че­ский с «про­пу­щен­ны­ми» сту­пе­ня­ми. Бес­по­лу­то­но­вая П. встре­ча­ет­ся в муз. фольк­ло­ре разл. на­ро­дов на­чи­ная с древ­ней­ших его об­раз­цов. Она свой­ст­вен­на тра­диц. му­зы­ке на­ро­дов По­вол­жья (та­тар­ской, баш­кир­ской, ма­рий­ской), Даль­не­го Вос­то­ка (ки­тай­ской), Юго-Вост. Азии (вьет­нам­ской) и др. Ан­ге­ми­то­но­вая П. мо­жет быть не­пол­ной, или «оли­го­то­но­вой» (от греч. ὀλγος – не­до­ста­точ­ный, ма­ло­чис­лен­ный); в му­зы­ке реа­ли­зу­ет­ся гл. обр. в ви­де 3- или 4-звуч­ных зву­ко­ря­дов. Ан­ге­ми­то­но­вую оли­го­то­ни­ку от­но­сят к П. ус­лов­но, т. к. она не об­ра­зу­ет 5-сту­пен­ной си­сте­мы. В 19–20 вв. П. как ха­рак­тер­ный мо­да­лизм во­шла в ме­ло­ди­ку ев­роп. проф. му­зы­ки (Кон­церт­ный этюд для фп. Des-dur Ф. Лис­та, ро­манс «Спя­щая княж­на» А. П. Бо­ро­ди­на), ока­зав влия­ние и на со­став ак­кор­дов.

2. Японская народная песня «Вишня».

П. в ши­ро­ком смыс­ле вклю­ча­ет лю­бые 5-сту­пен­ные зву­ко­ря­ды, ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой са­мо­до­ста­точ­ные и пол­ные ин­тер­валь­ные си­сте­мы (в от­ли­чие от пен­та­хор­дов не­пол­ных диа­то­ник). Сре­ди них: по­лу­то­но­вая П., рас­про­стра­нён­ная в япон. му­зы­ке для кото­ (напр., a-h-c -e -f ; так­же илл. 2); тем­пе­ри­ро­ван­ная П. (ок­тав­ный зву­ко­ряд де­лит­ся на 5 приб­ли­зи­тель­но рав­ных ча­стей; напр., ин­до­нез. слендро­), сме­шан­ная П. (напр., a-h-d-e-f).

Лит.: Riemann H. Folkloristische Tonalitäts­studien... Lpz., 1916; Гирш­ман Я. М. Пен­та­то­ни­ка и ее раз­ви­тие в та­тар­ской му­зы­ке. М., 1960; Ста­рос­ти­на Т. А. Ла­до­вая сис­те­ма­ти­ка рус­ской на­род­ной пес­ни // Гар­мо­ния: Про­бле­мы нау­ки и ме­то­ди­ки. Рос­тов н/Д., 2002. Вып. 1.

Вернуться к началу