Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЛОНИ́МСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 455

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Черноморская

СЛОНИ́МСКИЙ Сер­гей Ми­хай­ло­вич (р. 12.8.1932, Ле­нин­град), рос. ком­по­зи­тор, му­зы­ко­вед, пе­да­гог, нар. арт. РСФСР (1987). Пле­мян­ник Н. Сло­ним­ско­го, вну­ча­тый пле­мян­ник (по от­цов­ской ли­нии) С. А. Вен­ге­ро­ва. Его отец – рус. пи­са­тель Ми­ха­ил Ле­о­ни­до­вич Сло­ним­ский (1897–1972). Окон­чил Ле­нингр. конс. как ком­по­зи­тор (1955, класс О. А. Ев­ла­хо­ва) и пиа­нист (1956, класс В. В. Ниль­се­на). С 1959 пре­по­да­ёт там же (проф. с 1976; с 1992 С.-Пе­терб. конс.). Ос­но­ва твор­че­ст­ва – муз.-сце­нич. и круп­ные сим­фо­нич. со­чи­не­ния (напр., 33 сим­фо­нии, 1958–2014). Стиль от­ли­ча­ют уни­вер­саль­ность муз. язы­ка, кра­соч­ность ор­ке­ст­ров­ки. Один из пер­вых пред­ста­ви­те­лей «но­вой фольк­лор­ной вол­ны» («Пес­ни воль­ни­цы», 1961). На­чи­ная с 1960-х гг. ис­поль­зо­вал аван­гард­ные тех­ни­ки: при­ме­нял до­де­ка­фо­нию (10-я сим­фо­ния «Кру­ги ада», по Дан­те, 1992; кон­церт «Тра­ги­ко­ме­дия» для аль­та и ка­мер­но­го ор­ке­ст­ра, 2005), алеа­то­ри­ку, мик­ро­хро­ма­ти­ку и др., в ба­ле­те «Вол­шеб­ный орех» (2005, С.-Пе­тер­бург) ис­поль­зо­вал сред­ст­ва элек­трон­ной му­зы­ки. В со­чи­не­ни­ях 2000-х гг. уси­ли­лись нео­ро­ман­тич. тен­ден­ции (Фп. квин­тет, 2008), про­явил­ся ин­те­рес к сти­ли­сти­ке Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния (Ре­к­ви­ем, 2003, на ка­но­нич. текст), в т. ч. к мо­даль­но­сти (ора­то­ри­аль­ная опе­ра «Ан­ти­го­на», кон­церт­ное ис­пол­не­ние – 2008, С.-Пе­тер­бург). Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных со­чи­не­ний: опе­ры – «Ви­ри­нея» (1967, Ле­нин­град), «Мас­тер и Мар­га­ри­та» (1972; пост. в 1992, Мо­ск­ва), «Ма­рия Стю­арт» (1980, Куй­бы­шев; 1981, Ле­нингр. Ма­лый те­атр опе­ры и ба­ле­та, Гос. пр. РСФСР, 1983), «Ви­де­ния Иоан­на Гроз­но­го» (1999, Са­ма­ра), «Гам­лет» (1993, Крас­но­ярск); ба­лет «Икар» (1971, Мо­ск­ва); Кон­церт-буфф для ка­мер­но­го ор­кест­ра (1964), «Пе­тер­бург­ские ви­де­ния» для ор­ке­ст­ра (1994), Сим­фо­ни­ет­та (1996), 21-я сим­фо­ния «Из "Фау­ста" Гё­те» (2009). Ис­сле­до­ва­ние «Сим­фо­нии Про­кофь­е­ва» (1964), кни­ги очер­ков «Бур­ле­ски, эле­гии, ди­фи­рам­бы в пре­зрен­ной про­зе» (2000), «Сво­бод­ный дис­со­нанс» (2004), «Мыс­ли о ком­по­зи­тор­ском ре­мес­ле» (2006) и др. Гос. пр. РФ (2001).

Вернуться к началу