Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРИ́О-СОНА́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Щербаков

ТРИ́О-СОНА́ТА (нем. Triosonate, франц. sonate en trio), жанр ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки 17–18 вв. На­зва­ние – по ко­ли­че­ст­ву пар­тий (но­то­нос­цев): две соль­ные пар­тии вы­со­кой тес­си­ту­ры и бас. Соль­ные пар­тии ис­пол­ня­ли ча­ще скрип­ки, в нач. 17 в. так­же цин­ки, вио­лы да брач­чо, в кон. 17–18 вв. – го­бои, флей­ты. Ба­со­вая пар­тия, за­пи­сан­ная на од­ном но­то­нос­це в ви­де ге­не­рал-ба­са, пред­по­ла­га­ла уча­стие двух ин­ст­ру­мен­тов: од­но­го­лос­но­го (вио­лон­чель, вио­ла да гам­ба, из­ред­ка фа­гот, тром­бон) и «мно­го­го­лос­но­го» – к.-л. кла­виш­но­го или лют­ни (тео­рбы, ки­тар­ро­на), т. е. ре­аль­ное ко­ли­че­ст­во испол­ни­те­лей рав­ня­лось че­ты­рём (итал. тер­мин – sonate per due stromenti e basso continuo). Жанр поя­вил­ся в нач. 17 в. в Сев. Ита­лии, до сер. 17 в. су­ще­ст­во­вал под назв. canzona, sonata, sinfonia («Sin­fonie et Gagliarde» С. Рос­си, 1607; «Sei so­nate per instrumenti a 2, 3, 4» Дж. Чи­мы, 1610; «Canzone del terzo tuono» M. Не­ри, 1644). Во 2-й пол. 17 – нач. 18 вв. про­изош­ли ти­пи­за­ция и раз­де­ле­ние цик­лов на свет­скую Т.-с. (итал. sonata da camera; фак­ти­че­ски тан­це­валь­ная сюи­та, с пре­лю­ди­ей в на­ча­ле и жи­гой, га­во­том или са­ра­бан­дой в ка­че­ст­ве за­клю­чит. 4-й час­ти) и цер­ков­ную (итал. sonata da chiesa; со­стоя­ла из обоб­щён­ных, без жан­ро­вой кон­крет­но­сти, час­тей, кон­тра­ст­ных по раз­ме­ру, фак­ту­ре и тем­пу, сгруп­пи­ро­ван­ных обыч­но в две па­ры по схе­ме: мед­лен­но – бы­ст­ро – мед­лен­но – бы­ст­ро). Эти на­зва­ния поя­ви­лись впер­вые у Т. Ме­ру­лы («Canzoni overo sonate concertate per chiesa e camera», 1637), ис­поль­зо­ва­лись Б. Ма­ри­ни («Per ogni sorte d’istromento musicale diversi generi di sonate, da chiesa e da camera», 1655), Дж. Лег­рен­ци («Suonate da chiesa е da camera», op. 2, 1656) и др. Обе раз­но­вид­но­сти за­фик­си­ро­ва­ны в Муз. сло­ва­ре С. де Брос­са­ра (1703). Клас­сич. об­раз­цы Т.-с. – у Дж. Б. Ви­та­ли, Дж. То­рел­ли, А. Ко­рел­ли, Г. Пёр­сел­ла, Ф. Ку­пе­ре­на, Д. Бук­сте­ху­де, Г. Ф. Ген­де­ля. Т.-с. рас­про­стра­ни­лась в при­двор­ной и цер­ков­ной му­зы­ке; в ча­ст­но­сти, ино­гда ис­пол­ня­лась пе­ред час­тя­ми мес­сы (Kyrie, Introitus). По­сте­пен­но раз­ли­чия ме­ж­ду раз­но­вид­но­стя­ми Т.-с. ис­чез­ли, ха­рак­тер­ный со­став час­тей сме­шал­ся. Во 2-й тре­ти 18 в. (осо­бен­но по­сле смер­ти И. С. Ба­ха в 1750) со­нат­ный цикл от­хо­дит от тра­диц. ви­да Т.-с. и ста­но­вит­ся но­вым са­мо­сто­ят. жан­ром. Осо­бен­но этот пе­ре­ход за­ме­тен в твор­че­ст­ве И. С. Ба­ха, Г. Ф. Ген­де­ля, А. Ви­валь­ди, Г. Ф. Те­ле­ма­на, Ж. М. Лек­ле­ра (стар­ше­го), К. Ф. Э. Ба­ха, И. К. Ба­ха, Дж. Тар­ти­ни. У ком­по­зи­то­ров ман­гейм­ской шко­лы Т.-с. пре­об­ра­зу­ет­ся в трио (за­пись на трёх но­то­нос­цах, ис­пол­не­ние ка­мер­ным ли­бо ор­ке­ст­ро­вым со­ста­вом: «Ор­ке­ст­ро­вые трио» op. 1, 4, 5, 9 Я. Ста­ми­ца). См. так­же Со­на­та.

Вернуться к началу