Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЬВОВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 184

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Самарский областной художественный музей А. Ф. Львов. Портрет работы А. В. Тыранова. Областной художественный музей (Самара).

ЛЬВОВ Алек­сей Фё­до­ро­вич [25.5(5.6).1798, имение Фалль, близ Ре­веля, ныне пос. Кейла-Йоа Харьюского у., Эстония – 16(28).12.1870, име­ние Ро­мань Ковен­ской губ., ны­не Кау­насского у., Литва], рос. скри­пач, ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр; ген.-м. (1843), тайн. сов. (1853), се­на­тор (1855), обер-гоф­мей­стер (1862). Вну­ча­тый пле­мян­ник Н. А. Льво­ва. Сын Фёдо­ра Пет­ро­ви­ча Льво­ва (1766–1836) – по­эта и пи­са­те­ля, ди­рек­то­ра При­двор­ной пев­че­ской ка­пел­лы (1826–36). По­лу­чил хо­ро­шее до­маш­нее муз. об­ра­зо­ва­ние, иг­ре на скрип­ке учил­ся в т. ч. у Ф. Бё­ма (С.-Пе­тер­бург). В 1818 окон­чил Кор­пус ин­же­не­ров пу­тей со­об­ще­ния; по­лу­чив офи­цер­ский чин, до 1825 слу­жил в во­ен. по­се­ле­ни­ях А. А. Арак­чее­ва; с то­го же го­да адъю­тант А. Х. Бен­кен­дор­фа. С 1826 фли­гель-адъю­тант. В 1828–33 со­сто­ял в сви­те имп. Ни­ко­лая I «для про­из­вод­ст­ва дел, до во­яжей от­но­ся­щих­ся». В 1833 по по­ру­че­нию им­пе­ра­то­ра на­пи­сал му­зы­ку гим­на «Бо­же, ца­ря хра­ни» [на текст В. А. Жу­ков­ско­го; гимн впер­вые ис­пол­нен в При­двор­ной пев­че­ской ка­пел­ле 23.11(5.12).1833; 11(23).12.1833 со­стоя­лось пуб­лич­ное ис­пол­не­ние гим­на в моск. Боль­шом те­ат­ре]. В 1837–61 ди­рек­тор При­двор­ной пев­че­ской ка­пел­лы, в ко­то­рой в 1839 от­крыл ин­ст­ру­мен­таль­ные клас­сы (существовали до 1845, возоб­нов­лены в 1856); совм. с Г. Я. Ло­ма­ки­ным впер­вые пол­но­стью гар­мо­ни­зо­вал го­дич­ный оби­ход пра­во­слав­но­го цер­ков­но­го пе­ния (1848–58). В 1850 ос­но­вал Пе­терб. кон­церт­ное об-во, про­па­ган­ди­ро­вав­шее зап.-ев­роп. му­зы­ку. Ев­роп. из­вест­ность по­лу­чил воз­глав­ляв­ший­ся им струн­ный квар­тет (в его со­ста­ве – Л., В. В. Мау­рер, Г. Виль­де, Мат­вей Ю. Ви­ель­гор­ский; 1835–55). Хо­зя­ин муз. са­ло­на (в 1835–1844 в до­ме ба­ро­на Б. А. Фре­де­ри­кса, в 1844–68 в собств. доме), в ко­то­ром уча­ст­во­ва­ли луч­шие оте­че­ст­вен­ные и при­ез­жие му­зы­кан­ты.

Л. – круп­ней­ший рос. скри­пач 1-й пол. 19 в.; в Рос­сии вы­сту­пал в круж­ках, гос­ти­ных, са­ло­нах и т. п., за ру­бе­жом – пуб­лич­но. Дея­тель­ность Л. спо­соб­ст­во­ва­ла раз­ви­тию и про­па­ган­де рус. ин­ст­ру­мен­таль­ной (осо­бен­но скри­пич­ной) и хо­ро­вой му­зы­ки; его вы­со­ко це­ни­ли Р. Шу­ман, Г. Бер­ли­оз. Ком­по­зи­тор­ское твор­че­ст­во Л. эк­лек­тич­но. Сре­ди со­чи­не­ний: опе­ры – «Би­ан­ка и Гуаль­тье­ро» (1844, Дрез­ден; 1845, С.-Пе­тер­бург), «Ун­ди­на» (1848), «Ста­рос­та Бо­рис, или Рус­ский му­жи­чок и фран­цуз­ские ма­ро­дё­ры в 1812 г.» (1854; обе пост. в С.-Пе­тер­бур­ге); Кон­церт для скрип­ки с ор­ке­ст­ром, фан­та­зия для скрип­ки и вио­лон­че­ли «Le du­el», 24 ка­при­са и пье­сы для скрип­ки, хо­ры («Хе­ру­вим­ская песнь» № 1, «Дос­той­но есть» № 2, «Ве­че­ри тво­ея тай­ныя» и др.), ро­ман­сы.

Соч.: О цер­ков­ных хо­рах. СПб., 1853; О сво­бод­ном или не­сим­мет­рич­ном рит­ме. СПб., 1858; Со­ве­ты на­чи­наю­ще­му иг­рать на скрип­ке (с при­ло­же­ни­ем 24 ка­при­сов). СПб., 1859; За­пис­ки // Рус­ский ар­хив. 1884. Кн. 2. № 4. Кн. 3. № 5.

Лит.: Берс А. А. Ф. Львов как му­зы­кант и ком­по­зи­тор. СПб., 1900; Ям­поль­ский И. М. Рус­ское скри­пич­ное ис­кус­ст­во. Очер­ки и ма­те­риа­лы. М., 1951. Т. 1.

Вернуться к началу