Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАХМА́НИНОВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 267-270

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Фраёнова
С. В. Рахманинов. Фото 1901.

РАХМА́НИНОВ Сер­гей Ва­силь­е­вич [20.3 (1.4).1873, усадь­ба Се­мё­но­во Ста­ро­рус­ско­го у. Нов­го­род­ской губ., ны­не Нов­го­род­ский р-н Нов­го­род­ской обл. – 28.3.1943, Бе­вер­ли-Хилс, штат Ка­ли­фор­ния, США; по­хо­ро­нен на клад­би­ще Кен­си­ко в г. Вал­хал­ла, штат Нью-Йорк], рос. ком­по­зи­тор, пиа­нист, ди­ри­жёр. Дво­ря­нин. Его дед А. А. Рах­ма­ни­нов (1808–1881) – из­вест­ный в сер. 19 в. пиа­нист, ав­тор са­лон­ных ро­ман­сов. Р. про­вёл дет­ст­во в име­нии Онег Нов­го­род­ской губ., му­зы­ке обу­чал­ся с 4 лет. С 1882 учил­ся в С.-Пе­терб. конс. как пиа­нист. В 1885 по со­ве­ту сво­его ку­зе­на А. И. Зи­ло­ти пе­ре­ве­дён в Моск. конс. в класс фп. Н. С. Зве­ре­ва (жил и вос­пи­ты­вал­ся в его до­ме до 1889). В эти го­ды Р. по­зна­ко­мил­ся с А. Г. Ру­бин­штей­ном, фп. стиль ко­то­ро­го счи­тал эта­лон­ным, и П. И. Чайков­ским­, под влия­ни­ем ко­то­ро­го стал со­чи­нять и ко­то­рый под­дер­жи­вал Р. вплоть до сво­ей кон­чи­ны (1893). В 1891 окон­чил Моск. конс. как пиа­нист (класс Зи­ло­ти), в 1892 – как ком­по­зи­тор (тео­рию и ком­по­зи­цию изу­чал у А. С. Арен­ско­го и С. И. Та­нее­ва). На­чи­ная с ле­та 1890, про­ве­дён­но­го в Ива­нов­ке Там­бов­ской губ. в име­нии род­ст­вен­ни­ков – Са­ти­ных (ку­зи­на Р. На­та­лья Алек­санд­ров­на Са­ти­на, вы­пу­ск­ни­ца фп. клас­са Моск. конс., в 1902 ста­ла его же­ной), соз­дал ряд во­каль­ных и фп. со­чи­не­ний, став­ших в ряд вы­даю­щих­ся яв­ле­ний рус. му­зы­ки (ро­манс «В мол­ча­ньи но­чи тай­ной» на сти­хи А. А. Фе­та, 1-я сюи­та для 2 фп., и др.). В 1892 в уче­ни­че­ском кон­цер­те ис­пол­нил I ч. сво­его 1-го фп. кон­цер­та (1891) под упр. В. И. Са­фо­но­ва. В 1892 в Мо­ск­ве на «Элек­три­че­ской вы­став­ке» впер­вые ис­пол­нил Пре­лю­дию ор. 3 cis-moll («с ко­ло­ко­ла­ми») – впо­след­ст­вии са­мую по­пу­ляр­ную из его фп. пьес. Од­но­акт­ная опе­ра «Але­ко» на либр. Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко по «Цы­га­нам» А. С. Пуш­ки­на (со­чи­не­на и ин­ст­ру­мен­то­ва­на за 1 мес в ка­че­ст­ве ди­плом­ной ра­бо­ты) бы­ла опуб­ли­ко­ва­на изд-вом Гут­хейль и с ус­пехом по­став­ле­на в моск. Боль­шом те­ат­ре (1893). На кон­чи­ну Чай­ков­ско­го Р. на­пи­сал трио «Па­мя­ти ве­ли­ко­го ху­дож­ни­ка» (1893; ис­пол­не­но в 1894 ав­то­ром, Ю. Э. Ко­ню­сом и А. А. Бран­ду­ко­вым). В сер. 1890-х гг. Р. – из­вест­ный моск. пиа­нист и ком­по­зи­тор, ко­то­ро­го под­дер­жи­ва­ла кри­ти­ка (Н. Д. Каш­кин и др.). В 1893 де­бю­ти­ро­вал как ди­ри­жёр в Кие­ве («Але­ко»), в 1895 впер­вые вы­сту­пил в Мо­ск­ве, про­ди­ри­жи­ро­вав сво­им «Ка­прич­чио на цы­ган­ские те­мы» (соч. 1894). В 1897 со­стоя­лось не­удач­ное ис­пол­не­ние 1-й сим­фо­нии Р. в С.-Пе­тер­бур­ге под упр. А. К. Гла­зу­но­ва, ко­то­рое со­про­вож­да­лось рез­ки­ми от­зы­ва­ми кри­ти­ков (Ц. А. Кюи и др.); это со­бы­тие ока­за­ло по­дав­ляю­щее впе­чат­ле­ние на Р. и по­влек­ло за со­бой поч­ти 3-лет­ний пе­ре­рыв в со­чи­не­нии (в даль­ней­шем Р. го­во­рил, что сим­фо­ния бы­ла пло­хо ин­ст­ру­мен­то­ва­на и сыг­ра­на). В 1897–98, по при­гла­ше­нию С. И. Ма­мон­то­ва, Р. – 2-й ди­ри­жёр Ча­ст­ной рус­ской опе­ры; ряд спек­так­лей про­шёл с уча­сти­ем Ф. И. Ша­ля­пи­на (напр., премье­ра опе­ры «Май­ская ночь» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, 1898); лич­ная друж­ба и творч. об­ще­ние с Ша­ля­пи­ным про­дол­жа­лись до кон­ца жиз­ни. В 1899 Р. с ус­пе­хом де­бю­ти­ро­вал в Ев­ро­пе (в Лон­до­не) как пиа­нист и сим­фо­нич. ди­ри­жёр с ис­пол­не­ни­ем сво­их со­чи­не­ний.

Второй концерт для фортепиано с оркестром. Переложение для 2 фортепиано автора. Титульный лист. Издательство Гутхейль.

В пе­ри­од ме­ж­ду 1900 и 1917 соз­да­на бо́льшая часть са­мых яр­ких и зна­чит. со­чи­не­ний Р. В 1901 в Мо­ск­ве Р. с ор­ке­ст­ром под упр. А. И. Зи­ло­ти впер­вые ис­пол­нил свой 2-й фп. кон­церт, по­свя­щён­ный ле­чив­ше­му его в 1898 пси­хо­те­ра­пев­ту и гип­но­ти­зё­ру Н. В. Да­лю (Глин­кин­ская пр., 1904). В 1901 со­стоя­лось пер­вое ис­пол­не­ние 2-й сюи­ты для 2 фп. (Р. и Зи­ло­ти), Со­на­ты для вио­лон­че­ли и фп. (Р. и Бран­ду­ков), в 1902 – кан­та­ты «Вес­на» на текст стих. «Зе­лё­ный шум» Н. А. Не­кра­со­ва (под упр. Зи­ло­ти; Глин­кин­ская пр., 1906). В 1904–06 Р. – ди­ри­жёр моск. Боль­шо­го те­ат­ра, где вёл осн. рус. опер­ный ре­пер­ту­ар; здесь он впер­вые в отеч. опер­ном те­ат­ре, сле­дуя при­ме­ру ев­роп. сцен, пе­ре­нёс ди­ри­жёр­ский пульт на ме­сто пе­ред ор­ке­ст­ром (пре­ж­де ме­сто ди­ри­жё­ра на­хо­ди­лось за суф­лёр­ской буд­кой спи­ной к ор­ке­ст­ру). В Боль­шом те­ат­ре в 1904 под упр. Р. со­стоя­лась ис­то­рич. по­ста­нов­ка опе­ры «Жизнь за ца­ря» М. И. Глин­ки «в под­лин­ной му­зы­каль­ной ре­дак­ции», с Ша­ля­пи­ным в гл. ро­ли, в 1905 – моск. пре­мье­ра опе­ры «Пан вое­во­да» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, при пол­ном одоб­ре­нии ав­то­ра; в 1906 Р. ди­ри­жи­ро­вал пре­мье­ра­ми сво­их но­вых од­но­акт­ных опер «Ску­пой ры­царь» (на текст од­но­им. «ма­лень­кой тра­ге­дии» Пуш­ки­на) и «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» (либр. по «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те). В 1907 при­нял уча­стие как ком­по­зи­тор, пиа­нист (2-й фп. кон­церт) и ди­ри­жёр (кан­та­та «Вес­на») в Ис­то­ри­че­ских рус­ских кон­цер­тах С. П. Дя­ги­ле­ва в Па­ри­же. В 1908 в С.-Пе­тер­бур­ге впер­вые про­ди­ри­жи­ро­вал сво­ей 2-й сим­фо­ни­ей (1907, по­свя­ще­на С. И. Та­нее­ву; Глин­кин­ская пр., 1908). В 1909 на­пи­са­ны сим­фо­нич. по­эма «Ост­ров мёрт­вых» (по од­но­им. кар­ти­не А. Бёк­ли­на) и 3-й фп. кон­церт (Р. впер­вые сыг­рал его в Нью-Йор­ке под упр. В. Дам­ро­ша; рос. пре­мье­ра со­стоя­лась в 1910 в Мо­ск­ве). Кон­цер­ты в Рос­сии, стра­нах Ев­ро­пы (1907–14), США и Ка­на­де (1909–10) при­нес­ли Р. сла­ву од­но­го из ве­ли­чай­ших пиа­ни­стов со­вре­мен­но­сти. Рос­ла и его из­вест­ность ди­ри­жё­ра (в 1912 в пе­терб. Ма­ри­ин­ском те­ат­ре он про­ди­ри­жи­ро­вал опе­рой «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го) и ком­по­зи­то­ра. В 1912–14 ди­ри­жёр сим­фо­нич. кон­цер­тов Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва, в ко­то­ром на про­тя­же­нии мн. лет ис­пол­ня­лись все его но­вые со­чи­не­ния. Наи­бо­лее зна­чит. со­чи­не­ния Р. 1910-х гг. – «Ли­тур­гия Св. Ио­ан­на Зла­то­ус­та» (1910), «Все­нощ­ное бде­ние» (1915; оба со­чи­не­ния впер­вые ис­пол­не­ны Си­но­даль­ным хо­ром под рук. Н. М. Да­ни­ли­на) и сим­фо­нич. по­эма с пев­ца­ми-со­лис­та­ми и хо­ром «Ко­ло­ко­ла» (по по­эме Э. По, в воль­ном пер. К. Д. Баль­мон­та, ис­пол­не­на в 1914 под управ­ле­ни­ем ав­то­ра; все – в Мо­ск­ве). С 1914 да­вал бла­го­тво­рит. кон­цер­ты в поль­зу жертв вой­ны. Кон­церт в Боль­шом те­ат­ре 7.1.1917 («Утёс», «Ост­ров мёрт­вых», «Ко­ло­ко­ла») стал его по­след­ним ди­ри­жёр­ским вы­сту­п­ле­ни­ем в Рос­сии, кон­церт в Боль­шом те­ат­ре 25.3.1917, дан­ный в поль­зу воюю­щей рус. ар­мии (вклю­чал его 2-й фп. кон­церт, ди­ри­жёр Э. А. Ку­пер), ока­зал­ся по­след­ним вы­сту­п­ле­ни­ем в Мо­ск­ве. По­след­нее вы­сту­п­ле­ние Р.-пиа­ни­ста в Рос­сии со­стоя­лось в Ял­те 5.9.1917 (Фп. кон­церт Ф. Лис­та под упр. А. И. Ор­ло­ва). По­след­няя ра­бо­та Р.-ком­по­зи­то­ра в Мо­ск­ве – 2-я ред. его 1-го кон­цер­та (1917). В кон­це но­ября 1917 Р. вы­ехал из Мо­ск­вы в кон­церт­ное тур­не, 24 дек. с семь­ёй при­был в Сток­гольм.

С. В. Рахманинов. Портрет работы К. А. Сомова. 1925. Русский музей (С.-Петербург).

В кон. 1918 обос­но­вал­ся в США, где жил по­сто­ян­но га­ст­ро­ли­руя. В от­ли­чие от Рос­сии, где Р.-пиа­нист ис­пол­нял пре­ж­де все­го свою му­зы­ку, для Аме­ри­ки он при­го­то­вил но­вые про­грам­мы с по­пу­ляр­ной клас­сич. му­зы­кой, час­то рас­счи­тан­ные на ус­пех у пуб­ли­ки. С. С. Про­кофь­ев за­пи­сал в «Днев­ни­ках», что Р. поль­зо­вал­ся в США «бе­ше­ным ус­пе­хом». Еже­год­но да­вая де­сят­ки кон­цер­тов в Аме­ри­ке и разл. ев­роп. стра­нах, Р. ис­пол­нял раз­но­об­раз­ный пиа­ни­стич. ре­пер­ту­ар, осо­бен­но охот­но он иг­рал про­из­ве­де­ния Л. ван Бет­хо­ве­на, Ф. Шо­пе­на, Р. Шу­ма­на, Ф. Лис­та. Уже с 1919 смог да­вать бла­го­тво­рит. кон­цер­ты: в поль­зу го­ло­даю­щих в Рос­сии (1922), в поль­зу со­оте­че­ст­вен­ни­ков-эмиг­ран­тов, в поль­зу Крас­ной Ар­мии в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны. В сер. 1920-х гг. в Па­ри­же ор­га­ни­зо­вал ча­ст­ное изд-во «Та­ир» (назв. – по име­нам до­че­рей Тать­я­ны и Ири­ны; су­ще­ст­во­ва­ло до сер. 1930-х гг.) с бла­го­тво­рит. це­лью и для про­па­ган­ды рус. куль­ту­ры: из­дал не­ко­то­рые свои но­ты, а так­же лит. со­чи­не­ния И. С. Шме­лё­ва, А. М. Ре­ми­зо­ва, ав­то­био­гра­фич. кни­ги Н. В. Пле­виц­кой, кн. «С. И. Та­не­ев: Мыс­ли о твор­че­ст­ве и вос­по­ми­на­ния о жиз­ни» Л. Л. Са­ба­нее­ва (1930), кн. «Му­за и мо­да» Н. К. Мет­не­ра (1935) и др. В США Р.-пиа­нист осу­ще­ст­вил много зву­ко­запи­сей, в т. ч. с 1919 – на «вос­про­из­водящих роя­лях» «Duo-Art» и «Ampi­co» (в даль­ней­шем сде­ла­на пе­ре­за­пись с ро­ли­ков на грам­пла­стин­ки). В 1922 дал пер­вые по­сле отъ­ез­да в США кон­цер­ты в Ев­ро­пе (Лон­дон). Сре­ди его не­мно­гочисл. дру­зей – Ф. Стейн­вей, близ­кие по ду­ху му­зы­кан­ты-тра­ди­цио­на­ли­сты Н. К. Мет­нер, Ф. Крейс­лер. В 1926 вновь об­ра­тил­ся к ком­по­зи­ции: за­вер­шил свой 4-й фп. кон­церт, по­свя­щён­ный Мет­не­ру (Р. ис­пол­нил его в 1927 под упр. Л. Сто­ков­ско­го); вдох­нов­лён­ный пе­ни­ем прие­хав­шей на га­ст­ро­ли в США Н. В. Пле­виц­кой, за­пи­сал с ней пес­ню «Бе­ли­ли­цы-ру­мя­ни­цы» (на фир­ме «Vic­tor»), ко­то­рую за­тем вклю­чил в «Три рус­ские пес­ни» для хо­ра и сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра (1926). С 1932 про­во­дил ле­то в собств. до­ме на бе­ре­гу Фир­вальд­штет­ско­го оз. близ Лю­цер­на в Швей­ца­рии (име­ние Се­нар, назв. – от «Сер­гей и На­та­лья Рах­ма­ни­но­вы»). По­след­ние круп­ные со­чи­не­ния – Ва­риа­ции на те­му Ко­рел­ли для фп. (1931), Рап­со­дия на те­му Па­га­ни­ни для фп. с ор­ке­ст­ром (1934; пре­мье­ра – в том же го­ду в Бал­ти­мо­ре; ис­пол­ня­ли Фи­ла­дель­фий­ский ор­кестр под упр. Сто­ков­ско­го и ав­тор), 3-я сим­фо­ния (1936; пре­мье­ра – в том же го­ду в Фи­ла­дель­фии, ор­кестр и ди­ри­жёр те же), «Сим­фо­ни­че­ские тан­цы» (1940, по­свя­ще­ны пер­вым ис­пол­ни­те­лям – Фи­ла­дель­фий­ско­му ор­ке­ст­ру и ди­ри­жё­ру Ю. Ор­ман­ди; пре­мье­ра – 3.1.1941). В Ев­ро­пе Р. иг­рал до окон­чат. отъ­ез­да в США в авг. 1939. В кон. 1939 в Нью-Йор­ке и Фи­ла­дель­фии про­шёл цикл кон­цер­тов из про­из­ве­де­ний и с уча­сти­ем Р. в ка­че­ст­ве пиа­ни­ста и ди­ри­жё­ра. В том же го­ду Р. за­пи­сал 3-ю сим­фо­нию с Фи­ла­дель­фий­ским ор­ке­ст­ром. Ме­ж­ду 1939 и 1942 сде­ла­ны его по­след­ние фп. грам­за­пи­си. По­след­ние фп. кон­цер­ты про­шли в февр. 1943. В 1943, за­ботясь о на­след­ни­ках, при­нял амер. граж­дан­ст­во. По­след­ний год жил в собств. доме в г. Бе­вер­ли-Хилс.

Фе­но­ме­наль­но ода­рён­ный му­зы­кант, Р. про­сла­вил­ся как «пиа­нист ве­ка». Вир­ту­оз­ное мас­тер­ст­во Р.-пиа­ни­ста бы­ло без­гра­нич­но, од­на­ко оно все­гда под­чи­ня­лось ху­дож. за­мыс­лу. Его за­хва­ты­ваю­щая иг­ра от­ли­ча­лась осо­бым ха­рак­те­ром рит­ма – энер­гич­но­го и при этом очень сво­бод­но­го. По от­зы­вам со­вре­мен­ни­ков, той же гип­но­тич. си­лой (при внеш­ней сдер­жан­но­сти) от­ли­ча­лось и его ди­ри­жёр­ское иск-во.

В боль­шей ча­сти со­чи­не­ний Р. про­явил­ся как ком­по­зи­тор-ро­ман­тик. Ко­ре­нив­шая­ся в его ху­дож. на­ту­ре склон­ность к ли­рич. са­мо­вы­ра­же­нию (со­глас­но его убе­ж­де­нию, му­зы­ку на­до соз­да­вать «чув­ст­вом», а не «рас­суд­ком») под­пи­ты­ва­лась по­сто­ян­ной ме­лан­хо­ли­ей и вы­ра­жен­ной склон­но­стью к реф­лек­сии. С юных лет его со­про­во­ж­да­ло и обо­ст­рён­ное чув­ст­во Ро­ди­ны (нос­таль­гич. чув­ст­ва, ко­то­рые Р. ис­пы­ты­вал по от­но­ше­нию к Рос­сии и ухо­дя­щей рус. куль­ту­ре, от­ра­зи­лись не толь­ко в его твор­че­ст­ве, но и во всём его об­ра­зе жиз­ни). Наи­бо­лее оче­вид­на его связь с твор­че­ст­вом П. И. Чай­ков­ско­го: ли­ри­ко-тра­ге­дий­ная сти­хия му­зы­ки, об­ра­ще­ние к клас­сич. ев­роп. жан­рам – опе­ре, сим­фо­нии, ин­ст­ру­мен­таль­но­му кон­цер­ту и др., гла­вен­ст­во ме­ло­дии при те­ма­тич. на­пол­нен­но­сти и др. В зре­лые го­ды он очень це­нил Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, в осо­бен­но­сти его ор­ке­ст­ров­ку. В ран­ней опе­ре «Але­ко» слыш­ны от­го­ло­ски муз. ве­риз­ма. «Ску­пой ры­царь» про­дол­жа­ет ли­нию рус. дек­ла­ма­ци­он­ной опе­ры, од­на­ко здесь, в от­ли­чие от «Ка­мен­но­го гос­тя» А. С. Дар­го­мыж­ско­го и «Мо­цар­та и Саль­е­ри» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, осн. вы­ра­зит. ком­по­нен­том ста­но­вит­ся ор­кестр.

В раз­но­об­раз­ном по жан­рам творч. на­сле­дии Р. центр. ме­сто за­ни­ма­ют фп. со­чи­не­ния. В них Р. сле­ду­ет тра­ди­ци­ям пиа­низ­ма Ф. Лис­та (его учи­тель А. И. Зи­ло­ти был не­по­сред­ст­вен­ным уче­ни­ком Лис­та), со­еди­няя их с эмо­цио­наль­но от­кры­ты­ми ли­рич. те­ма­ми рус. ха­рак­те­ра. Фп. твор­че­ст­во Р. ока­за­ло силь­ней­шее влия­ние на раз­ви­тие ми­ро­вой фп. му­зы­ки: в кон­церт­ном ре­пер­туа­ре 20–21 вв. проч­ное ме­сто за­ни­ма­ют его 4 кон­цер­та для фп. с ор­ке­ст­ром (из них 2-й и 3-й – не­пре­взой­дён­ные ше­дев­ры жан­ра), Рап­со­дия на те­му Па­га­ни­ни; пиа­ни­стич. мас­тер­ст­во Р. пред­став­ле­но в «Этю­дах-кар­ти­нах» ор. 33 (1911) и ор. 39 (1916–17), 2 фп. со­на­тах (d-moll, 1907, и b-moll, 1913), Ва­риа­ци­ях на те­му Ко­рел­ли (1931, по­свя­ще­ны Ф. Крейс­ле­ру), ря­де др. пьес и кон­церт­ных транс­крип­ций. В ро­ман­сах (ок. 80, мно­гие – на сти­хи рус. по­этов) ед­ва ли не гла­вен­ст­вую­щую роль иг­ра­ет фп. пар­тия (из ор. 14, 1896–97: «Си­рень», «Здесь хо­ро­шо», на сти­хи Ф. И. Тют­че­ва – «Ве­сен­ние во­ды»). Сим­фо­нии Р. пре­ем­ствен­но свя­за­ны с кон­цеп­ция­ми 4-, 5-, 6-й сим­фо­ний Чай­ков­ско­го. За­глав­ная «ро­ко­вая» те­ма 2-й сим­фо­нии, про­хо­дя­щая че­рез весь цикл, глу­бо­ко сим­во­лич­на и от­ра­жа­ет рас­ту­щую тре­во­гу ком­по­зи­то­ра в свя­зи с на­чав­ши­ми­ся ис­то­рич. ка­так­лиз­ма­ми. Как и Чай­ков­ский, Р. при­дал ин­ст­ру­мен­таль­но­му кон­цер­ту чер­ты сим­фо­нии, вме­сте с тем су­ще­ст­вен­но обо­га­тив вир­ту­оз­но-тех­нич. ар­се­нал фп. пар­тии. Вер­шин­ны­ми дос­ти­же­ния­ми рус. сим­фо­нич. ли­ри­ки яви­лись мед­лен­ные час­ти 2-го кон­цер­та и 2-й сим­фо­нии. Осо­бое един­ст­во цик­ла 3-го фп. кон­цер­та обес­пе­чи­ва­ет­ся сквоз­ной те­мой, имею­щей два ме­ло­дич. ва­ри­ан­та при не­из­мен­ном рит­мич. ри­сун­ке; для даль­ней­шей эво­лю­ции твор­че­ст­ва Р. важ­ное зна­че­ние при­об­рёл на­чаль­ный уз­ко­объ­ём­ный ва­ри­ант, вы­зы­ваю­щий в па­мя­ти ме­ло­дии зна­мен­но­го рас­пе­ва (эта осо­бен­ность ме­ло­дич. строе­ния позд­нее бу­дет уси­ле­на в те­ме-эпи­гра­фе 3-й сим­фо­нии). Ряд со­чи­не­ний Р. вдох­нов­лён жи­во­пи­сью, по­эзи­ей (ор­ке­ст­ро­вая фан­та­зия «Утёс» по сти­хо­тво­ре­нию М. Ю. Лер­мон­то­ва, 1893; «Ост­ров мёрт­вых», «Ко­ло­ко­ла»), не­ко­то­рые име­ют скры­тую про­грамм­ность. Р. об­ла­дал осо­бой ма­не­рой гар­мо­нич. пись­ма, об­раз­цы при­ме­не­ния т. н. рах­ма­ни­нов­ской гар­мо­нии (сеп­так­корд на IV сту­пе­ни в ми­но­ре с за­ме­ной квин­то­во­го то­на ввод­ным то­ном VII сту­пе­ни) – во мно­гих его ран­них и не­ко­то­рых зре­лых со­чи­не­ни­ях. Яр­кая сти­ле­вая чер­та фп. и во­каль­ных со­чи­не­ний – про­ра­бо­тан­ность фп. фак­ту­ры, мно­го­слой­ной и ме­ло­ди­зи­ро­ван­ной, при со­хра­не­нии её «пиа­ни­стич­но­сти» (т. е. удоб­ст­ва для ис­пол­ни­те­ля). В муз.-дра­ма­тургич. по­ст­рое­нии круп­ных форм (во­каль­ных и ор­ке­ст­ро­вых) боль­шое зна­че­ние име­ют ши­ро­кие раз­ме­рен­ные куль­ми­на­ции с дол­гим на­ра­ста­ни­ем, мощ­ной вер­ши­ной и мед­лен­ным спа­дом зву­ча­ния. Уме­ние вы­страи­вать куль­ми­на­ции, не­об­хо­ди­мое для «чув­ст­ва це­ло­го», он ста­вил во гла­ву уг­ла и в сво­ей ис­пол­нит. прак­ти­ке.

Не­смот­ря на дек­ла­ри­руе­мый Р. «ан­ти­мо­дер­низм», в твор­че­ст­ве Р. на­шли вы­ра­же­ние уме­рен­ные мо­дер­ни­ст­ские тен­ден­ции: напр., «Остров мёрт­вых», не­окон­чен­ная опе­ра «Мо­на Ван­на» (по од­но­им. пье­се М. Ме­тер­лин­ка) и др. об­на­ру­жи­ва­ют тя­го­те­ние к сим­во­лиз­му. В не­сколь­ких со­чи­не­ни­ях Р. ис­поль­зу­ет ме­ло­дию Dies irae как сим­вол смер­ти («Ост­ров мёрт­вых», «Этюд-кар­ти­на» a-moll ор. 39, Рап­со­дия на те­му Па­га­ни­ни, «Сим­фо­ни­че­ские тан­цы»), в сим­во­лич. смыс­ле трак­то­ва­ны и те­мы его ва­риа­ций (те­ма 24-го ка­при­са в Рап­со­дии на те­му Па­га­ни­ни; фо­лия в Ва­риа­ци­ях на те­му Ко­рел­ли). «Все­нощ­ное бде­ние» сто­ит особ­ня­ком в ря­ду со­чи­не­ний рус. ком­по­зи­то­ров на цер­ков­но­сла­вян­ские бо­го­слу­жеб­ные те­кс­ты и пред­став­ля­ет со­бой об­ра­зец ду­хов­ной му­зы­ки, вы­хо­дя­щей за пре­де­лы на­ряд­но­го муз. офо­рм­ле­ния пра­во­слав­но­го бо­го­слу­же­ния. При том, что ме­ло­дич. ос­но­ву его со­став­ля­ют ка­но­нич. рас­пе­вы Оби­хо­да, их ком­по­зиц. и сти­ле­вая об­ра­бот­ка уни­каль­ны: бо­га­тей­шее по­ли­фо­нич. мно­го­го­ло­сие от­час­ти опи­ра­ет­ся на приё­мы рус. нар. по­ли­фо­нии, ис­поль­зо­ва­ны осо­бые тем­б­ро­вые и фак­тур­ные хо­ро­вые эф­фек­ты (di­vi­si хо­ро­вых пар­тий, пе­ние с за­кры­тым ртом, ими­та­ция ко­ло­коль­но­го зво­на и др.). В це­лом это со­чи­не­ние мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как ху­до­же­ст­вен­ное, сим­во­ли­чес­кое из­об­ра­же­ние Все­нощ­но­го бде­ния.

В 1982 в дер. Ива­нов­ка Ува­ров­ско­го р-на Там­бов­ской обл. от­крыт Дом-му­зей С. В. Рах­ма­ни­но­ва, здесь еже­год­но про­хо­дят Ме­ж­ду­нар. муз. фес­ти­ва­ли его име­ни; в 1987 пре­об­ра­зо­ван в Му­зей-усадь­бу С. В. Рах­ма­ни­но­ва.

Соч.: Ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие: В 3 т. М., 1978–1980.

Лит.: Бе­ля­ев В. С. Рах­ма­ни­нов. М., 1924; С. В. Рах­ма­ни­нов и рус­ская опе­ра. М., 1947; Алек­се­ев А. Д. С. В. Рах­ма­ни­нов: Жизнь и твор­че­ская дея­тель­ность. М., 1954; Кел­дыш Ю. В. Рах­ма­ни­нов и его вре­мя. М., 1973; Брян­це­ва В. Н. С. В. Рах­ма­ни­нов. М., 1976; Вос­по­ми­на­ния о Рах­ма­ни­но­ве: В 2 т. / Сост., ред., ком­мент., пре­дисл. З. Апе­тян. 5-е изд. М., 1988; С. В. Рах­ма­ни­нов: К 120-ле­тию со дня ро­ж­де­ния. М., 1995; Bertensson S., Ley­da J., Satina S. S. Rachmaninoff: A life­time in music. Bloomington, 2001; Кру­тов В. В., Шве­цо­ва-Кру­то­ва Л. В. Мир Рах­ма­ни­но­ва. М., 2004. Кн. 1. Там­бов, 2006. Кн. 2; С. Рах­ма­ни­нов: ис­то­рия и со­вре­мен­ность. Рос­тов н/Д., 2005; Но­вое о Рах­ма­ни­но­ве. М., 2006; Ни­ки­тин Б. С. С. Рах­ма­ни­нов: Две жиз­ни. М., 2008; Рах­ма­ни­нов С. В.: Вос­по­ми­на­ния, за­пи­сан­ные О. фон Ри­зе­ма­ном. М., 2008; Валь­ко­ва В. Б. Ро­ман­тизм как ос­но­ва ре­цеп­ции твор­че­ст­ва С. В. Рах­ма­ни­но­ва // Ро­ман­тизм: ис­то­ки и го­ри­зон­ты. М., 2012; Дем­чен­ко А. И. С. Рах­ма­ни­нов: Звез­ды и тер­нии «рус­ско­го пу­ти». Там­бов, 2013; Фе­дя­кин С. Рах­ма­ни­нов. М., 2014.

Вернуться к началу