ЧИКА́ГСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧИКА́ГСКАЯ ШКО́ЛА, амер. социологич. школа, сложившаяся на базе факультета социологии и социальной антропологии Чикагского ун-та в кон. 1910-х гг. и существовавшая до нач. 1930-х гг. Ключевые фигуры: Р. Э. Парк, Э. У. Бёрджесс, Л. Вирт, Э. Фэрис, Р. Д. Маккензи. Теоретич. основой Ч. ш. служили прежде всего идеи Парка. Школа сохраняла теснейшую связь с философией и социальной психологией прагматизма (Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, У. Джеймс, Дж. Р. Энджелл и др.).
Ч. ш. стремилась изучать социальную жизнь во взаимосвязи её разнообразных аспектов, на уровне макропроцессов и микросоциологич. уровне локальной повседневности, при непосредств. соединении теории, метода и эмпирич. исследования с ориентацией на реализацию полученных результатов в практике социальных реформ. Значимость Ч. ш. связана во многом с осуществлённой ею обширной программой эмпирич. исследований, осн. местом которых был совр. пром. город (преим. Чикаго, в меньшей степени Нью-Йорк, Коламбус и др. амер. города); исследования проводились также в быстро урбанизирующихся ареалах за пределами США (работы амер. антрополога Р. Редфилда в Мексике и Гватемале). В ряде исследований воплотился многомерный подход, сочетающий экологич., демографич., институциональный, культурологич. и социально-психологич. анализ; более специализированными были выделившиеся в 1920-е гг. три направления: исследования человеческой экологии, социальной организации и социальной психологии.
В методологич. отношении для Ч. ш. характерно сочетание количественных и качественных методов: работа со статистич. данными, картографирование, этнографич. наблюдение (включённое и невключённое), интервью в разных его формах, использование биографич. и автобиографич. материалов (историй жизни, дневников, писем и т. п.), фотография и т. д.
Работы представителей Ч. ш. тематически разнообразны. Многочисл. исследования проблем преступности, в т. ч. организованной, а также детской и подростковой делинквентности оказали влияние на развитие криминологии в США («Шайка» Ф. М. Трашера, 1927; «Организованная преступность в Чикаго» Дж. Ландеско, 1929; «Ареалы делинквентности» К. Шоу и др., 1929; «Обирающий пьяных», 1930, и «Естественная история делинквентной карьеры», 1931, К. Шоу; «Порок в Чикаго» У. Реклесса, 1933; «Братья по преступлению» К. Шоу и др., 1938). Др. важной темой было изучение «расовых отношений» («Негр в Чикаго» Ч. Джонсона, 1922; «Маргинальный человек» Э. В. Стоунквиста, 1937; исследования Р. Э. Парка, Л. Вирта, Э. Ф. Фрейзера, Э. Б. Рейтера и др.). Много внимания уделялось изучению социально-культурной разнородности города и разл. гор. «социальных миров» («Гетто» Вирта, 1928; «Золотой Берег и трущобы» Х. У. Зорбо, 1929; «Пилигримы Русского городка» П. Янг, 1932; «Хобо» Н. Андерсона, 1923). Исследования соседств и локальных сообществ были связаны с участием социологов Ч. ш. в проекте по изменению районирования Чикаго. Изучались коллективное поведение («Естественная история революции» Л. Эдвардса, 1927; «Забастовка» Э. Т. Хиллера, 1928; «Масса и публика» Парка, 1904; «Шайка» Ф. М. Трашера, 1927; работы о коллективном поведении и моде Г. Блумера), самоубийство («Самоубийство» Р. Кавана, 1928), семья и кризис семьи в совр. гор. обществе («Семейная дезорганизация» Э. Р. Маурера, 1927; «Негритянская семья в Чикаго» Фрейзера, 1932; работы Э. У. Бёрджесса, Л. Котрелла и др.), занятия и профессии («Рост института: Чикагское агентство недвижимости» Э. Ч. Хьюза, 1928; «Продавщица» Ф. Р. Донована), совр. массмедиа и их влияние («Иммигрантская пресса и её контроль» Парка, 1922; «Новость и интересная история» Х. М. Хьюз, 1940; исследования влияния кино на поведение горожан 1930-х гг.), гостиничные миры («Гостиничная жизнь» Н. С. Хейнера, 1933), гор. досуг («Таксидэнс-холл» П. Г. Кресси, 1932). Многие из этих исследований имели новаторский характер и сохраняют свою значимость доныне.
Ч. ш. во многом предопределила развитие амер. социологии в 20 в. Из неё выделилось несколько самостоят. направлений: символический интеракционизм (Г. Блумер), человеческая экология (Дж. Куинн, Э. Хоули), «укоренённая теория» как стратегия качественного исследования (А. Стросс, Б. Глейзер, К. Чармаз и др.).