УТИЛИТАРИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УТИЛИТАРИ́ЗМ (от лат. utilitas – польза), направление в моральной философии, основанное Дж. Бентамом и развитое в его классич. виде в одноим. сочинении Дж. С. Милля («Утилитаризм», 1863). Согласно У., в основе морали лежит общее благо, понятое как «наибольшее счастье наибольшего числа людей». Бентам называл это благо общей пользой, отличая её от корысти, или личной выгоды. Под принципом пользы он понимал принцип выбора действий и оценки поступков, ориентирующий на максимально большее благо (сообщества или индивида). У. – теория, направленная против эгоизма. Приемлемость в каждом конкретном случае получаемого удовольствия или выгоды определяется тем, содействуют ли они достижению высшей цели. Мораль определяется Миллем как «такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и наивозможно богатое наслаждениями». Этому, по Миллю, препятствуют три фактора: себялюбие людей, недостаток умственного развития и дурные гос. законы. Структура морали у Милля задаётся иерархией гл. принципа (принципа пользы) и производных, или второстепенных, принципов, которыми, собственно, и руководствуется человек в конкретных поступках. Таковы, напр., принцип справедливости, правила «не вреди», «противодействуй несчастью», «соблюдай интересы ближних»; сюда же можно отнести Декалог, или Десять заповедей.
В У. можно выделить два типа оснований оценки поступков – результат, к которому привёл поступок, и правило, которому он должен соответствовать. Это различие, концептуально не осмысленное Миллем, обусловило появление в У. 20 в. двух течений – У. действия (act-utilitarianism) и У. правила (rule-utilitarianism). Согласно У. действия, каждый человек в условиях выбора должен руководствоваться достижением наибольшего счастья для наибольшего числа людей, вовлечённых в ситуацию поступка (австрал. философ П. Сингер, р. 1946); критики У. действия считают, что такое основание выбора может противоречить взятым ранее обязательствам или долгосрочным жизненным планам. Согласно У. правила, при выборе поступка следует определить, какой набор конкретных правил, принятый в обществе, обеспечит максимизацию пользы, а затем руководствоваться этими правилами (амер. философ Р. Брандт, 1910–97).