Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЕСТО́В

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 17

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Евлампиев
Архив БРЭ Л.И. Шестов. Портрет работы С.А. Сорина.1922. Фрагмент. Метрополитен-музей (Нью Йорк).

ШЕСТО́В Лев (наст. имя и фам. Лев Исаа­ко­вич Шварц­ман) [31.1(12.2).1866, Ки­ев – 19.11.1938, Па­риж], рус. фи­ло­соф. Окон­чил юри­дич. ф-т Ки­ев­ско­го ун-та Св. Вла­ди­ми­ра (1889). С 1896 жил по­пе­ре­мен­но в Ев­ро­пе (в 1910–14 в Швей­ца­рии) и Рос­сии. Под­дер­жи­вал дру­же­ские свя­зи с Н. А. Бер­дяе­вым, С. Н. Бул­га­ко­вым, Вяч. Ива­но­вым, М. О. Гер­шен­зо­ном, Д. С. Ме­реж­ков­ским, В. В. Ро­за­но­вым. Уча­ст­во­вал в ра­бо­те Ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ских со­б­ра­ний, со­труд­ни­чал в ж. «Мир ис­кус­ст­ва». Член Моск. пси­хо­ло­гич. об-ва (1915). С 1920 в эмиг­ра­ции. Проф. Рус. от­де­ле­ния Па­риж­ско­го ун-та (1922–1937). Ш. свя­зы­ва­ли дру­же­ские от­но­ше­ния и со­труд­ни­че­ст­во с из­вест­ней­ши­ми мыс­ли­те­ля­ми Ев­ро­пы – Э. Гус­сер­лем, М. Хай­дег­ге­ром, М. Бу­бе­ром, Л. Ле­ви-Брю­лем, А. Жи­дом, Ш. дю Бос, К. Бар­том, М. Ше­ле­ром и др. По­лу­чил при­зна­ние как один из пер­вых пред­ста­ви­те­лей эк­зи­стен­циа­лиз­ма.

Фи­лос. взгля­ды Ш. сфор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем Ф. М. Дос­то­ев­ско­го (ми­ро­воз­зре­ние ко­то­ро­го он рез­ко про­ти­во­пос­тав­лял ми­ро­воз­зре­нию Вл. Со­ловь­ё­ва) и Ф. Ниц­ше (Ш. под­ра­жал его свое­об­раз­но­му сти­лю); в кон­це жиз­ни при­зна­вал свою бли­зость к С. Кьер­ке­го­ру.

Ра­бо­ты пер­во­го пе­рио­да (1898–1910) по­свя­ще­ны ана­ли­зу твор­че­ст­ва ве­ли­ких пи­са­те­лей и мыс­ли­те­лей: У. Шек­спи­ра, Л. Тол­сто­го, Ф. Дос­то­ев­ско­го, Ф. Ниц­ше, А. Че­хо­ва и др. [«Шек­спир и его кри­тик Бран­дес» (1898), «Доб­ро в уче­нии гр. Тол­сто­го и Ф. Ниц­ше (фи­ло­со­фия и про­по­ведь)» (1900), «Дос­то­ев­ский и Ниц­ше (фи­ло­со­фия тра­ге­дии)» (1903) и др.]. Гл. те­ма ра­бот это­го пе­рио­да – про­ти­во­пос­тав­ле­ние ир­ра­цио­наль­ной, бес­ко­неч­но бо­га­той жиз­ни че­ло­ве­ка и сис­те­мы аб­ст­ракт­ных по­сту­ла­тов и идей, ко­то­рые по­ро­ж­де­ны на­уч. соз­на­ни­ем и при­зна­ют­ся об­ще­ст­вом в ка­че­ст­ве ис­ти­ны о ми­ре и че­ло­ве­ке. Со­глас­но Ш., че­ло­век, при­ни­маю­щий ра­цио­наль­ную ис­ти­ну, ли­ша­ет­ся жиз­нен­ной си­лы, те­ря­ет по­ни­ма­ние сво­ей жи­вой бес­ко­неч­но­сти и идёт к не­из­беж­ной ги­бе­ли (как это де­мон­ст­ри­ру­ют ге­рои Шек­спи­ра – Гам­лет и Мак­бет). Толь­ко вы­даю­щие­ся ху­дож­ни­ки, по­доб­ные Шек­спи­ру и Тол­сто­му, спо­соб­ны по­нять и вы­ра­зить ир­ра­цио­наль­ную пол­но­ту жиз­ни. Но та­кое по­ни­ма­ние от­кры­ва­ет так­же тём­ные сто­ро­ны жиз­ни, что ста­вит че­ло­ве­ка на грань бе­зу­мия и аб­со­лют­но­го от­чая­ния (как это по­ка­за­но в по­вес­ти «Смерть Ива­на Иль­и­ча» Тол­сто­го). «Мо­ра­ли обы­ден­но­сти», обес­пе­чи­ваю­щей не­из­мен­ность су­ще­ст­во­ва­ния, Ш. про­ти­во­пос­та­вил «мо­раль тра­ге­дии», на­прав­лен­ную на по­сто­ян­ное из­ме­не­ние жиз­ни и рас­кры­тие не­ве­до­мых воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка. В кн. «Апо­фе­оз бес­поч­вен­но­сти: опыт адог­ма­ти­че­ско­го мыш­ле­ния» (1905) он счи­тал воз­мож­ным для ра­зу­ма от­речь­ся от ра­цио­наль­ной ме­то­до­ло­гии и стать не­пред­ска­зуе­мым ра­ди вы­ра­же­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го опы­та жиз­ни.

В позд­нем твор­че­ст­ве Ш. (1920–38) в кни­гах «Власть клю­чей. Potestas Cla­vium» (1923), «На ве­сах Ио­ва» (1929), «Кир­ке­гард и эк­зи­стен­ци­аль­ная фи­ло­со­фия» (1939), «Афи­ны и Ие­ру­са­лим» (1938, на франц. яз.; рус. изд. 1951), «Умо­зре­ние и От­кро­ве­ние» (сб. ста­тей, 1964) гл. те­мой ста­но­вит­ся аб­со­лют­ное про­ти­во­пос­тав­ле­ние ве­ры и ра­зу­ма. Те­перь Ш. по­ла­га­ет, что ра­зум не не­сёт в се­бе ни­че­го по­ло­жи­тель­но­го, он ис­точ­ник зла и не­со­вер­шен­ст­ва, а ве­ра все­мо­гу­ща: ес­ли че­ло­век су­ме­ет со­вер­шить «дви­же­ние ве­ры», он со­еди­нит­ся с Бо­гом и для не­го не бу­дет ни­че­го не­воз­мож­но­го; мож­но да­же бу­дет «быв­шее сде­лать ни­ко­гда не быв­шим» (вы­ра­же­ние Пет­ра Да­миа­ни), т. е. из­ме­нить про­шлое.

Соч.: Сочи­не­ния: В 2 т. М., 1993; Сочи­не­ния: В 2 т. Томск, 1996.

Лит.: Umbach R. Die Grundprobleme Leo Schestow: Ein russischer Beitrag zur Existenz­phi­losophie. Münch., 1952; The Lev Shestov Journal. Glasgow, 1997–2015. Vol. 1–15; Мот­ро­ши­ло­ва Н. В. Мыс­ли­те­ли Рос­сии и фи­ло­со­фия За­па­да: В. Со­ловь­ев, Н. Бер­дя­ев, С. Франк, Л. Шес­тов. М., 2006; Л. И. Шес­тов. М., 2016; Bibliographie des œuvres de L. Chestov / Établie par N. Baranoff. P., 1975; Bibliographie des études sur L. Chestov / Établie par N. Baranoff. P., 1978.

Вернуться к началу