ВСЕЛЕ́НСКИЕ СОБО́РЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВСЕЛЕ́НСКИЕ СОБО́РЫ, орган высшей власти в христианской церкви; догматические и иные определения и решения В. с. имеют статус непогрешимых. Православная церковь, а также католич. церковь признают Вселенскими 7 соборов: I – Никейский (325), II – Константинопольский (381), III – Эфесский (431), IV – Халкидонский (451), V – Константинопольский (553), VI – Константинопольский (680–681), VII – Никейский (787). Осн. целью созыва В. с. было прежде всего разрешение спорных догматич. вопросов, что находилось, как правило, вне компетенции отд. поместных соборов. В силу историч. обстоятельств все В. с., признаваемые православной церковью, были созваны рим. или визант. императорами. Подписи императоров, скреплявшие определения В. с., сообщали оросам (греч. мн. ч. ὅροι), определениям и канонам В. с. силу имп. законов. Последующие соборы (вплоть до Ватиканского II собора), признаваемые католич. церковью вселенскими, православной церковью таковыми не признаются.
Не существует строгих, закреплённых догматически, законодательно или каким-либо иным образом критериев определения вселенского характера собора. Так, признание собора Вселенским никогда не обусловливалось пропорциональным представительством всех поместных христианских церквей. Во В. с. принимали участие лишь немногие представители Рим. церкви, хотя авторитет этих лиц был высок. На VII В. с. крайне малочисленным было представительство Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской церквей. Прп. Максим Исповедник полагал, что святыми и признанными являются те соборы, которые правильно излагают догматы; А. С. Хомяков связывал авторитет соборов с приятием его постановлений народом Божиим.
Носителем высшей церковной власти, согласно православной экклезиологии, является вселенский епископат – преемник Собора апостолов (Деян. 15:1–29); В. с., таким образом, являются наиболее совершенным способом осуществления полномочий вселенского епископата в Церкви. Другие священнослужители – пресвитеры или диаконы, как правило, представляли своих отсутствующих епископов; в иных случаях они участвовали в соборных деяниях в качестве советников. Соборные определения подписывались только епископами или их представителями (исключение представляют акты VII В. с., подписанные также участвовавшими в нём монахами, что было обусловлено особым авторитетом монашества, его твёрдой православной позицией в предшествовавшую собору эпоху иконоборчества).
I В. с. противопоставил арианству исповедание веры, получившее назв. Никейский символ веры. Символ утвердил учение о единстве и равночестности Лиц Св. Троицы, осудив тем самым всякого рода попытки установления субординационного отношения между ними.
Одна из гл. целей II В. с. – провозглашение и утверждение веры в Св. Духа, равночестного по божеству Отцу и Сыну, «споклоняемого» Отцу и Сыну.
В опровержение ереси Нестория (см. Несторианство) III В. с. сформулировал христологич. учение Церкви. Выступая против Нестория, свт. Кирилл Александрийский сформулировал истину единства Лица во Христе.
IV В. с. окончательно опроверг несторианское понимание двойственности естеств во Христе и противолежащее ему евтихианское монофизитство. Процесс рецепции решений IV В. с. оказался наиболее трудным; противление им началось сразу же по завершении собора, и в нач. 21 в. десятки миллионов вост. христиан не приемлют Халкидонский собор (т. н. нехалкидонские церкви).
В основу постановлений V В. с. легли суждения имп. Юстиниана I против «Трёх Глав» (Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского, Ивы Эдесского), а также против оригенизма, распространённого на православном Востоке среди монашеской интеллектуальной элиты. Оригенизм пронизывал все области богословия, проявляясь в триадологии, христологии, антропологии, космологии и эсхатологии.
VI В. с., осудив монофелитство, сформулировал учение о двух волях во Христе – Божественной и человеческой, – «нераздельных, неизменных, неразлучных, неслитных»; человеческая Его воля следует, а не противоречит (или противоборствует) Его Божественной воле.
VII В. с. восстановил иконопочитание (см. Иконоборчество), подтвердив его богословскую и догматическую правомерность.
В дисциплинарной области В. с. издавали каноны (правила), регламентировавшие церковную жизнь, а также утверждали правила поместных соборов и правила св. отцов Церкви; изменяли и уточняли ранее принятые дисциплинарные определения. В. с. совершали суд над предстоятелями автокефальных церквей, др. иерархами, анафематствовали лжеучителей и их приверженцев, выносили судебные постановления по делам, связанным с нарушениями церковной дисциплины или незаконным занятием церковных должностей и кафедр. В. с. принадлежало также право выносить суждения о границах юрисдикции поместных церквей. VI В. с. не оставил дисциплинарных правил. Но через 10 лет (691), по приглашению имп. Юстиниана II, в той же дворцовой палате, называемой Трулло, собрались 227 епископов во главе с патриархами Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. В качестве легата папы Римского Сергия I (687–701) в соборе участвовал Василий, еп. Гортинский и митрополит Крита. Собор заседал ровно год и был посвящён исключительно церковно-дисциплинарным вопросам. 102 канона этого собора, именуемого Шестым или Пято-Шестым, в православной церкви имеют авторитет правил Вселенских соборов.