Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПЁТР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 71

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей Д. Юревич, А. В. Пожидаева (иконография в раннехристианском и западноевропейском искусстве), М. В. Гринберг (иконография в раннехристианском; >>
«Апостол Пётр». Икона 6 в. Монастырь Святой Екатерины на Синае.

ПЁТР (греч. Πέτρος, арам. כיפא – ка­мень) (на ру­беже эр, м. Виф­саи­да, ны­не Бет-Сай­да, Из­ра­иль – ве­ро­ят­но, ме­ж­ду 61 и 68, Рим), один из две­на­дца­ти апо­сто­лов, по­чи­таю­щий­ся в цер­ков­ной тра­ди­ции (на­ря­ду с ап. Пав­лом) пер­во­вер­хов­ным апо­сто­лом, хри­сти­ан­ский свя­той. П. был сы­ном Ио­ны [в ря­де греч. ма­нуск­рип­тов – Ио­ан­на (Ин. 21:15)], из­на­чаль­но но­сил имя Си́­мон [Ин. 1:42; встре­ча­ет­ся так­же транс­ли­те­ра­ция, близ­кая к зву­ча­нию ара­мей­ской и евр. фор­мы име­ни שמעון – Си­ме­он (Де­ян. 15:14; 2 Пет. 1:1)]. В си­ноп­тич. Еван­ге­ли­ях со­об­ща­ет­ся, что он жил в г. Ка­пер­на­ум в од­ном до­ме со сво­им бра­том Ан­д­ре­ем (бу­ду­щий апо­стол Ан­д­рей Пер­во­зван­ный) и тё­щей (Мк. 1:29–31) и за­ни­мал­ся ры­бо­лов­ст­вом (Мф. 4:18). Со­глас­но Еван­ге­лию от Иоан­на, вме­сте с Ан­д­ре­ем от­пра­вил­ся в Ви­фа­ва­ру, что­бы при­нять кре­ще­ние от Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (ср.: Ин. 1:28). Ан­д­рей, бу­ду­чи уче­ни­ком Иоан­на, при­вёл Си­мо­на к Ии­су­су как к Мес­сии (Ин. 1:42) (см. Ии­сус Хри­стос); Ии­сус дал Си­мо­ну но­вое имя – Ки­фа (в пе­ре­во­де с ара­мей­ско­го яз. на гре­че­ский – Πέτρος , т. е. ка­мень; греч. пе­ре­вод лёг в ос­но­ву слав.-рус. про­из­но­ше­ния име­ни – Пётр; Ин. 1:42), пред­у­ка­зуя на то, что он ста­нет ос­но­ва­ни­ем хри­сти­ан­ской Церк­ви. Во вре­мя по­се­ще­ния до­ма П. в Ка­пер­нау­ме Хри­стос ис­це­лил его тё­щу (Лк. 4:38–39). Став уче­ни­ком Хри­ста, П. про­дол­жал за­ни­мать­ся ры­бо­лов­ст­вом до мо­мен­та сво­его при­зва­ния на про­по­ведь по пред­ска­за­нию Гос­по­да: «От­ны­не бу­дешь ло­вить че­ло­ве­ков» (Лк. 5:1–10). П. был вклю­чён в чис­ло 12 осо­бо из­бран­ных уче­ни­ков Хри­ста – апо­сто­лов (Мк. 3:13–19).

Сре­ди апо­сто­лов П. за­нял осо­бое по­ло­же­ние: го­во­рил и дей­ст­во­вал пре­ж­де них или от их ли­ца, Хри­стос об­ра­щал­ся к не­му, как к их пред­ста­ви­те­лю, да­вал ему осо­бые про­ро­че­ст­ва (Мф. 16:16, 17:24–25, 18:21, 19:27 и др.). Вме­сте с апо­сто­ла­ми Иа­ко­вом Зе­ве­дее­вым и Иоан­ном Бо­го­сло­вом П. стал сви­де­те­лем чу­дес и важ­ней­ших со­бы­тий жиз­ни Хри­ста (вос­кре­ше­ния до­че­ри Иа­и­ра – Лк. 8:51; Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня – Мф. 17:1; мо­лит­вы Гос­по­да в Геф­си­ман­ском са­ду – Мф. 26:37). Во вре­мя штор­ма на Ти­ве­ри­ад­ском озе­ре он, уви­дев иду­ще­го по во­де Ии­су­са, по­про­сил у Не­го раз­ре­ше­ния по­вто­рить это чу­до (Мф. 14:24–32). От ли­ца апо­сто­лов П. ис­по­ве­до­вал Ии­су­са Хри­стом, т. е. Мес­си­ей, и «Сы­ном Бо­га Жи­во­го» (Мф. 16:16; ср.: Ин. 6:69), что яви­лось осо­бым ис­по­ве­да­ни­ем Иису­са как рав­но­го Бо­гу От­цу. Ии­сус от­ве­тил, что это от­кры­то П. Са­мим Бо­гом От­цом (Мф. 16:17). Хри­стос пред­ска­зал, что на П., как на кам­не, воз­двиг­нет Свою Цер­ковь, ко­то­рую не одо­ле­ют ни­ка­кие де­мо­нич. си­лы («вра­та ада»; Мф. 16:18); П. бу­дут «да­ны клю­чи Цар­ст­ва Не­бес­но­го» и пол­но­мо­чия при­ни­мать в Церк­ви ре­ше­ния ду­хов­но­го ха­рак­те­ра – «вя­зать и ре­шить» (Мф. 16:19; позд­нее пол­но­мо­чия «вя­зать и ре­шить» бы­ли да­ны и др. апо­сто­лам – Мф. 18:18).

П. не сра­зу по­стиг смысл мес­си­ан­ско­го слу­же­ния Ии­су­са: он воз­ра­жал про­тив на­ме­ре­ния Хри­ста ид­ти в Ие­ру­са­лим для стра­да­ний и смер­ти, ко­то­рые долж­ны за­вер­шить­ся Вос­кре­се­ни­ем Хри­сто­вым (Мф. 16:21–22). Хри­стос, стро­го об­ли­чая та­кое про­яв­ле­ние че­ло­ве­че­ской сла­бо­сти, ска­зал, что П. рас­су­ж­да­ет, как Его про­тив­ник (са­та­на), т. к. ду­ма­ет не о Бо­жи­ем за­мыс­ле по спа­се­нию лю­дей, а о че­ло­ве­че­ском бла­го­по­лу­чии, и из­гнал его прочь (Мф. 16:23). Го­ряч­ность П. ска­за­лась так­же на Тай­ной ве­че­ри, ко­гда он вна­ча­ле от­ка­зал­ся от омы­ва­ния его ног Ии­су­сом, а, уз­нав, что это не­об­хо­ди­мо для слу­же­ния Хри­сту, по­тре­бо­вал умыть так­же и ру­ки, и го­ло­ву (Ин. 13:5–10). П. уве­рял, что в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти от­даст за Хри­ста свою жизнь (Ин. 13:37). В от­вет Хри­стос пред­ска­зал, что бли­жай­шей но­чью П. три­ж­ды от­ре­чёт­ся от Не­го (Ин. 13:38), что и про­изош­ло (Мф. 26:69–75; Ин. 18:16–17, 25–27). Рас­кая­ние П. в этом по­ступ­ке (Мф. 26:75) по­слу­жи­ло его про­ще­нию. По­сле Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва ан­гел, явив­ший­ся жё­нам-ми­ро­но­си­цам, по­ве­лел им ид­ти к уче­ни­кам и от­дель­но упо­мя­нул П. (Мк. 16:5–7; ср.: Мф. 21:2–6; Лк. 24:2–7). Вос­крес­ший Хри­стос явил­ся ему пер­во­му из уче­ни­ков (Лк. 24:34; 1 Кор. 15:5), а за­тем при Ти­ве­ри­ад­ском озе­ре яв­ным об­ра­зом вос­ста­но­вил его в апо­столь­ском чи­не, по­ста­вив пас­ты­рем Церк­ви (Ин. 21:15–17).

Фото П. С. Павлинова «Изведение св. Петра из темницы ангелом». Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 1140–50-е гг.

По­сле Воз­не­се­ния Гос­под­ня П. спо­соб­ст­во­вал ос­но­ва­нию Церк­ви, об­ра­тив­шись в Ие­ру­са­ли­ме в день Пя­ти­де­сят­ни­цы с про­по­ве­дью к ме­ст­ным жи­те­лям и при­шед­шим на празд­ник па­лом­ни­кам, в ре­зуль­та­те че­го ок. 3 тыс. чел. уве­ро­ва­ли во Хри­ста (Де­ян. 2:14–41). П. со­вер­шал разл. чу­де­са и ис­це­ле­ния (Де­ян. 3:1–11, 5:1–12 и др.), про­дол­жал про­по­ве­до­вать о вос­крес­шем Хри­сте сна­ча­ла в Ие­ру­са­ли­ме (Де­ян. 3:12–26, 4:1–12), за­тем на па­ле­стин­ском по­бе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го м. (Де­ян. 9:32–43; 10). При иу­дей­ском ца­ре Иро­де Аг­рип­пе (37–44) он пре­тер­пел за­клю­че­ние в Ие­ру­са­ли­ме и чу­дес­ным об­ра­зом был ос­во­бо­ж­дён из тем­ни­цы ан­ге­лом (Де­ян. 12:1–19).

П. про­по­ве­до­вал пре­им. сре­ди иу­де­ев («об­ре­зан­ных»; Гал. 2:7), но по­лу­чил от­кро­ве­ние от Бо­га о том, что в Цер­ковь долж­ны вой­ти и языч­ни­ки (об­ра­ще­ние П. до­ма Кор­ни­лия – Де­ян. 10:9–20), и от­стаи­вал эту точ­ку зре­ния на Апо­столь­ском со­бо­ре в Ие­ру­са­ли­ме (ок. 48–49) (Де­ян. 15:7–11). В даль­ней­шем П. про­по­ве­до­вал иу­де­ям рас­сея­ния за пре­де­ла­ми Па­ле­сти­ны, в ча­ст­но­сти в Ан­ти­о­хии (Гал. 2:11) и, воз­мож­но, в др. рим. про­вин­ци­ях Ма­лой Азии (воз­мож­но, и в Ахайе). Со­глас­но пра­во­слав­но­му пре­да­нию, он при­был в Рим в нач. 60-х гг. (Ири­ней Ли­он­ский, Лак­тан­ций) и при имп. Не­ро­не му­че­ни­че­ски по­стра­дал там за Хри­ста че­рез рас­пя­тие го­ло­вой вниз, что­бы под­черк­нуть своё не­дос­то­ин­ст­во пе­ред стра­да­ния­ми Хри­ста (Кли­мент I, Тер­тул­ли­ан, Лак­тан­ций, Ев­се­вий Ке­са­рий­ский).

П. тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся ав­то­ром 2 по­сла­ний (пи­сем), из­вест­ных как Пер­вое и Вто­рое по­сла­ния св. ап. Пет­ра, вклю­чён­ных в ка­нон Но­во­го За­ве­та. В них хри­стиа­нам да­ют­ся разл. ве­ро­учи­тель­ные и нрав­ст­вен­ные на­став­ле­ния.

В Пер­вом по­сла­нии П. ука­зы­ва­ет на то, что ис­ку­п­ле­ние хри­сти­ан со­вер­ше­но «дра­го­цен­ной кро­вью Хри­ста», це­на это­го столь вы­со­ка, что тре­бу­ет от хри­сти­ан свя­той и пра­вед­ной жиз­ни (1 Пет. 1:14–21). Сле­ду­ет от­бро­сить «зло­бу» и «ко­вар­ст­во» и при­сту­пить ко Хри­сту как к крае­уголь­но­му кам­ню, на ко­то­ром стро­ить свою жизнь (1 Пет. 2:1–8). П. пред­ла­га­ет хри­стиа­нам по­ви­но­вать­ся вла­стям как под­дер­жи­ваю­щим по­ря­док в об­ще­ст­ве (1 Пет. 2:13–17), при­зы­ва­ет к вза­им­но­му ува­же­нию и люб­ви в се­мей­ной и об­щин­ной жиз­ни (1 Пет. 3:1–8), го­во­рит о поль­зе тер­пе­ли­во­го пе­ре­не­се­ния скор­бей в под­ра­жа­ние Хри­сту, по­сколь­ку стра­да­ния от­вра­ща­ют от гре­ха (1 Пет. 2:21, 4:1–16). Об­ра­ща­ясь к пас­ты­рям Церк­ви, он на­стаи­ва­ет, что­бы они не «гос­под­ство­ва­ли», а по­да­ва­ли лич­ный при­мер па­со­мым (1 Пет. 5:1–4), от хри­сти­ан тре­бу­ет по­ви­но­ве­ния пас­ты­рям, у всех про­сит вза­им­но­го под­чи­не­ния друг дру­гу со сми­ре­ни­ем (1 Пет. 5:5).

Во Вто­ром по­сла­нии П. ука­зы­ва­ет на то, что воз­ве­ща­ет ис­тин­ное уче­ние Хри­сто­во, по­сколь­ку был лич­ным сви­де­те­лем жиз­ни Гос­по­да (2 Пет. 1:16). В ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка ве­ро­уче­ния для хри­сти­ан он ука­зы­ва­ет так­же на Свя­щен­ное Пи­са­ние Вет­хо­го За­ве­та (2 Пет. 1:19–21). Пред­ска­зы­ва­ет из­бав­ле­ние пра­вед­ни­кам и на­ка­за­ние не­чес­ти­вым (2 Пет. 2:1–22), по­яс­няя, что Гос­подь мед­лит со Сво­им все­об­щим су­дом, же­лая, что­бы все рас­ка­я­лись и не по­гиб­ли (2 Пет. 3:2–9). День су­да при­дёт не­ожи­дан­но («как вор но­чью»), с ним – гло­баль­ная ка­та­ст­ро­фа, ги­бель не­ба и зем­ли, вме­сто ко­то­рых бу­дут но­вые не­бо и зем­ля (2 Пет. 3:10–13).

В от­ли­чие от по­ни­ма­ния П. в пра­во­слав­ной тра­ди­ции «пер­вым апо­сто­лом сре­ди рав­ных», в тра­ди­ции Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви по при­чи­не осо­бой ин­тер­пре­та­ции пол­но­мо­чий, дан­ных П. Хри­стом (клю­чи Цар­ст­ва Не­бес­но­го, по­ни­мае­мые как пра­во управ­лять Цер­ко­вью, бы­ли вру­че­ны толь­ко П., а так­же по­ве­ле­ние «пас­ти овец» ста­да Це­рк­ви), он вы­сту­па­ет как «гла­ва» апо­сто­лов. В ка­то­лич. тра­ди­ции, по­сколь­ку П. счи­та­ет­ся пер­вым епи­ско­пом Ри­ма, его пре­ем­ни­ки – епи­ско­пы рим­ские (см. Па­па Рим­ский) об­ла­да­ют ис­клю­чит. пра­вом управ­ле­ния всей Цер­ко­вью (см. так­же Ка­то­ли­цизм).

В хри­сти­ан­ском ми­ре па­мять П. от­ме­ча­ет­ся в один день с па­мя­тью ап. Пав­ла – день пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла [по ка­лен­да­рю РПЦ – 29 ию­ня (12 ию­ля)]. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции дню пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла пред­ше­ст­ву­ет мно­го­днев­ный Пет­ров (Апо­столь­ский) пост. Так­же по ка­лен­да­рю РПЦ па­мять П. от­ме­ча­ет­ся 16(29) янв. и 30 ию­ня (13 ию­ля). Мо­щи П. на­хо­дят­ся под гл. пре­сто­лом Свя­то­го Пет­ра со­бо­ра в Ва­ти­ка­не.

Иконография

Пер­вые изо­бра­же­ния П. от­но­сят­ся к 3–4 вв. в чис­ле др. апо­сто­лов в изо­бра­же­ни­ях Хри­ста с уче­ни­ка­ми (рос­пи­си бап­ти­сте­рия в Ду­ра-Ев­ро­пос, 240–256; ка­та­ком­бы До­ми­цил­лы в Ри­ме, сер. 4 в.). П. рас­по­ла­га­ет­ся по пра­вую ру­ку от Ии­су­са в ком­по­зи­ци­ях «Две­на­дцать апо­сто­лов» (кон­ха ап­си­ды ц. Сан-Ло­рен­цо в Ми­ла­не, 4 в.; ц. Сан­та-Пу­ден­циа­на в Ри­ме, 5 в.). Во 2-й пол. 4 в. апо­сто­лы П. и Па­вел вы­де­ля­ют­ся как пер­во­вер­хов­ные и изо­бра­жа­ют­ся от­дель­но от др. апо­сто­лов, по обе сто­ро­ны от Хри­ста (ка­та­ком­бы Пет­ра и Мар­цел­ли­на, 2-пол. 3 – 1-я пол. 4 вв.; сар­ко­фаг Юния Бас­са, 359, гро­ты Ва­ти­ка­на, оба – в Ри­ме). С это­го мо­мен­та фор­ми­ру­ет­ся ус­той­чи­вый ико­но­гра­фич. тип П., опи­сан­ный позд­нее в «Ле­то­пи­си» Ио­ан­на Ма­ла­лы (6 в.): «Свя­той Пётр был ста­рец сред­не­го рос­та, с вы­со­ким лбом, бе­лой ко­жей, блед­ным ли­цом, гла­за­ми тём­ны­ми, как ви­но, гус­той бо­ро­дой, боль­шим но­сом, сдви­ну­ты­ми бро­вя­ми, пря­мой осан­кой…». С 4 в. ат­ри­бу­том П. ста­но­вят­ся клю­чи (мо­заи­ка три­ум­фаль­ной ар­ки ц. Сан-Ло­рен­цо-фуо­ри-ле-Му­ра в Ри­ме, 2-я пол. 4 в.). С 5 в. ат­ри­бу­та­ми П. как апо­сто­ла и му­че­ни­ка вы­сту­па­ют крест и му­че­нич. ве­нец (мо­заи­ки в ку­по­лах бап­ти­сте­рия пра­во­слав­ных, ок. 450, и бап­ти­сте­рия ари­ан, ок. 500, оба – в Ра­вен­не), а так­же пас­тыр­ский по­сох.

«Наказание Анании и Сапфиры». Сцена с Брешианской ставротеки. 4 в. Музей Санта-Джулия (Брешиа). Фото А. В. Пожидаевой

В ран­не­хри­сти­ан­ский пе­ри­од П. изо­бра­жа­ет­ся в сце­нах, ос­но­ван­ных на ико­но­гра­фии рим. им­пе­ра­то­ров: сце­ны «Tra­ditio legis» («Дая­ние за­ко­на») и «Tra­ditio clavium» (сар­ко­фаг Юния Бас­са, мо­заи­ки ц. Сан­та-Кос­тан­ца в Ри­ме, сер. 4 в.). Изо­бра­же­ния апо­сто­лов П. и Пав­ла по сто­ро­нам от Хри­ста сим­во­ли­зи­ру­ют Со­бор­ную Цер­ковь (ап­си­да ц. Свя­тых Кос­мы и Да­миа­на в Ри­ме, 526–530, и др.). Фи­гу­ра П. мо­жет со­про­во­ж­дать ряд еван­гель­ских сю­же­тов, имею­щих от­но­ше­ние к Стра­стям Хри­сто­вым («Пред­ска­за­ние об от­ре­че­нии» на сар­ко­фа­ге Ло­та, 350–360, ка­та­ком­бы Сан-Се­ба­сть­я­но в Ри­ме), при­сут­ст­ву­ет в сце­нах из Дея­ний апо­сто­лов: «На­ка­за­ние Ана­нии и Сап­фи­ры» (Бре­ши­ан­ская став­ро­те­ка, сер. 4 в., Му­зей Сан­та-Джу­лия, Бре­шиа), «Из­ве­де­ние из тем­ни­цы ан­ге­лом» (сар­ко­фаг Юния Бас­са).

«Апостол Пётр». Икона 2-й пол. 13 в. Дамбартон-Окс (Вашингтон)

В ви­зант. иск-ве пер­вым со­хра­нив­шим­ся са­мо­сто­ят. изо­бра­же­ни­ем П. яв­ля­ет­ся эн­кау­стич. ико­на из Си­най­ско­го мон. Св. Ека­те­ри­ны (ок. 600), на ко­то­рой так­же пред­став­ле­ны Хри­стос, Бо­го­ма­терь и Ио­анн Бо­го­слов в ме­даль­о­нах. На ико­не из мон. Про­тат на Афо­не П. изо­бра­жён в пол­ный рост со свит­ком в ру­ках (12 в.). К па­лео­ло­гов­ско­му вре­ме­ни от­но­сит­ся по­яс­ная ико­на П. из кол­лек­ции Дам­бар­тон-Окс в Ва­шинг­то­не (2-я пол. 13 в.), где он пред­став­лен со свит­ком в ру­ках и клю­ча­ми на шее. На­ря­ду с др. апо­сто­ла­ми, П. при­сут­ст­ву­ет в сце­нах «Ев­ха­ри­стия» (мо­заи­ка Со­фий­ско­го со­бо­ра в Кие­ве, 1040-е гг.), «Страш­ный суд» (фре­ски Дмит­ри­ев­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре, 1193–97). П. изо­бра­жа­ет­ся так­же в сце­нах Дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков (Воз­не­се­ние, Со­ше­ст­вие Свя­то­го Ду­ха, Ус­пе­ние Бо­го­ма­те­ри). Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чила ком­по­зи­ция «От­ре­че­ния апо­сто­ла Пет­ра» (мо­заи­ка Ар­хи­епи­скоп­ской ка­пел­лы в Ра­вен­не, ок. 480, ми­ниа­тю­ра Хлу­дов­ской псал­ти­ри, от 837 до 860, ГИМ). П. яв­ля­ет­ся центр. пер­со­на­жем сце­ны «Омо­ве­ние ног» (Еван­ге­лие из Рос­са­но, сер. 6 в.; Тра­пе­зунд­ское еван­ге­лие, 2-я пол. 10 в., РНБ; мо­заи­ка ка­фо­ли­ко­на мон. Оси­ос-Лу­кас в Фо­ки­де, 1040-е гг.). Изо­бра­же­ния П. вхо­дят в со­став ли­це­вых ру­ко­пи­сей Ми­но­ло­гия (где, на­ря­ду с порт­ре­том, ил­лю­ст­ри­ру­ет­ся му­че­нич. кон­чи­на П.) и Апо­сто­ла. В мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си жи­тий­ный цикл П. встре­ча­ет­ся во фре­сках жерт­вен­ни­ка Со­фий­ско­го со­бо­ра в Кие­ве (1040-е гг.), мо­заи­ках Па­ла­тин­ской ка­пел­лы в Па­лер­мо (1140–50-е гг.), со­бо­ров в Мон­реа­ле (1180–94) и Сан-Мар­ко в Ве­не­ции (нач. 13 в.).

Икона «Апостол Пётр и Павел с житием» в 18 клеймах. 16 в. Новгородский государственный музей-заповедник.

В др.-рус. иск-ве ико­но­гра­фия П. сле­ду­ет осн. ва­ри­ан­там ви­зант. тра­ди­ции. Сце­ны жи­тия апо­сто­ла П. ил­лю­ст­ри­ро­ва­ны на фре­сках сев. не­фа Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра Ми­ро­жско­го мон. в Пско­ве (1156). П. вы­сту­па­ет не­бес­ным по­кро­ви­те­лем кн. Яро­пол­ка и его се­мьи на ми­ниа­тю­ре Ко­дек­са Гер­тру­ды (1078–1086, Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Чи­ви­да­ле-дель-Фриу­ли, Ита­лия). На Ру­си бы­ли по­пу­ляр­ны пар­ные ико­ны апо­сто­лов П. и Пав­ла (из Нов­го­род­ско­го гос. му­зея-за­по­вед­ни­ка, сер. 11 в.; из Бе­ло­зер­ска, сер. 13 в. ГРМ; из Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, 1410-е гг.). К 16 в. от­но­сит­ся ико­на «Апо­сто­лы Пётр и Па­вел с жи­ти­ем» в 18 клей­мах (Нов­го­род­ский гос. му­зей-за­по­вед­ник). Под­роб­ный жи­тий­ный цикл апо­сто­лов П. и Пав­ла пред­став­лен на фре­сках сев. сте­ны Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, где при­сут­ст­ву­ют та­кие ред­кие сце­ны, как «Яв­ле­ние Пет­ра и Пав­ла ца­ре­ви­чу Пет­ру Ор­дын­ско­му», «Апо­сто­лы Пётр и Па­вел при­но­сят зо­ло­то на окон­ча­ние хра­ма ца­ре­ви­чу Пет­ру Ор­дын­ско­му» и др. (1564–65, пе­ре­пи­са­ны во 2-й пол. 17 в.). Дея­ния П. пред­став­ле­ны так­же во фре­сках Тро­иц­ко­го со­бо­ра Ипать­ев­ско­го мон. в Ко­ст­ро­ме (худ. Г. Ни­ки­тин, 1685). С кон. 14 в. об­раз П. вхо­дит в со­став Деи­сус­но­го чи­на вы­со­ко­го ико­но­ста­са (Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, кон. 14 в. или 1405, при­пи­сы­ва­ет­ся Фео­фа­ну Гре­ку; Тро­иц­ко­го со­бо­ра Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры, 1425–1427, Ус­пен­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре, 1408, ГРМ). В сер. 15–17 вв. по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние ком­по­зи­ция «Со­бор 12 апо­сто­лов» в ви­де ло­зы (по при­ме­ру ком­по­зи­ции Дре­во Ие­сее­во), в за­вит­ках ко­то­рой по­ме­ща­лись по­лу­фи­гу­ры апо­сто­лов под Деи­су­сом (ико­на, 16 в., ГРМ; фре­ска Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, сер. 16 в.).

В зап.-ев­роп. иск-ве с 7 в. по­яв­ля­ют­ся изо­бра­же­ния П. с тон­зу­рой (мо­заи­ки ка­пел­лы Ве­нан­ция в Ла­те­ран­ском бап­ти­сте­рии, 640-е гг.), ука­зы­ваю­щей на его свя­щен­ст­во и сим­во­ли­зи­рую­щей тер­но­вый ве­нец. С 9 в. П. изо­бра­жа­ет­ся приврат­ни­ком, от­кры­ваю­щим вра­та Рая пра­вед­ным (мо­заи­ки три­ум­фаль­ной ар­ки ц. Сан­та-Прас­се­де в Ри­ме, 817–824). Как пер­во­свя­щен­ник на тро­не с клю­ча­ми и кни­гой П. пред­став­лен на пап­ских пе­ча­тях с кон. 11 в., а так­же в скульп­ту­ре (ста­туя в со­бо­ре Св. Пет­ра в Ри­ме, скульп­тор Ар­ноль­фо ди Кам­био, 1280–90-е гг.). П. изо­бра­жа­ет­ся так­же в пап­ском об­ла­че­нии и тиа­ре (ста­туя на сев. пор­та­ле Шартр­ско­го со­бо­ра, 13 в.). Сце­на «Пе­ре­да­чи клю­чей» со­хра­ня­ет свою важ­ность в иск-ве Сред­не­ве­ко­вья (ми­ниа­тю­ры «Пе­ри­ко­пов Ген­ри­ха II», Мюн­хен, Ба­вар­ская гос. б-ка, нач. 11 в.) и Воз­ро­ж­де­ния (фре­ска П. Пе­руд­жи­но в Сик­стин­ской ка­пел­ле, Ва­ти­кан, 1481–82). С ру­бе­жа 11–12 вв. ста­но­вит­ся по­пу­ляр­на сце­на «Па­де­ние Си­мо­на Вол­хва» (рель­еф пор­та­ла Мьеж­виль ц. Сен-Сер­нен в Ту­лу­зе, ок. 1098; ка­пи­тель ц. Сен-Ла­зар в Отё­не, 1120-е гг.; сце­ны из пре­дел­лы ал­тар­но­го об­раза Б. Гоц­цо­ли, 1461–62, Хэмп­тон-корт, Лон­дон). В еван­гель­ских цик­лах ран­не­го и зре­ло­го Сред­не­ве­ко­вья П. за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто в сце­нах «Пре­об­ра­же­ния» (об­раща­ет­ся ко Хри­сту), «Омо­ве­ния ног» (ука­зы­ва­ет на го­ло­ву), «Взя­тия под стра­жу» (усе­ка­ет ухо ра­бу пер­во­свя­щен­ни­ка, Еван­ге­лие От­то­на III, ок. 1000, Бам­берг­ская го­род­ская б-ка), с 14 в. к ним до­бав­ля­ют­ся «При­зва­ние», «Пред­ска­за­ние об от­ре­че­нии» и «От­ре­че­ние», «Встре­ча Пет­ра с Вос­крес­шим Хри­стом на мо­ре Га­ли­лей­ском» (Дуч­чо ди Буо­нин­се­нья, клей­ма обо­рот­ной сто­ро­ны по­лип­ти­ха «Маэстá», 1308–11, Му­зей со­бо­ра, Сие­на) и «Хо­ж­де­ние по во­дам» (не­со­хра­нён­ная мо­заи­ка «На­ви­чел­ла» Джот­то, из­вест­ная по ко­пии).

«Казнь апостола Петра». Картина Караваджо из капеллы Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. 1601.

Ве­ро­ят­но, пер­вый жи­тий­ный цикл П. (6 сцен) был в ора­то­рии па­пы Ио­ан­на VII в ста­рой ба­зи­ли­ке Св. Пет­ра в Ва­ти­ка­не (705–707, из­вес­тен по ри­сун­кам нач. 16 в. и по мо­за­ич­ным фраг­мен­там). Об­шир­ный жи­тий­ный цикл пред­став­лен в ц. Сан-Пье­ро-а-Гра­до близ Пи­зы (худ. Де­о­да­то Ор­лан­ди, ок. 1300). Важ­ней­шим при­ме­ром са­мо­сто­ят. цик­ла, по­свя­щён­но­го ран­ней ис­то­рии Церк­ви и ос­но­ван­но­го на тек­сте «Дея­ний апо­сто­лов», яв­ля­ет­ся фре­ско­вый цикл в ка­пел­ле Бран­кач­чи ц. Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не во Фло­рен­ции (1424–27, Ма­зач­чо, Ма­зо­ли­но; 1485–86, Фи­лип­пи­но Лип­пи), вклю­чаю­щий сце­ны «Вос­кре­ше­ние Та­ви­фы», «Вос­кре­ше­ние сы­на Фео­фи­ла», «На­ка­за­ние Ана­нии и Сап­фи­ры», «Ис­це­ле­ние те­нью», а так­же ред­кий еван­гель­ский сю­жет «Чу­до со ста­ти­ром». Осо­бое ме­сто в итал. жи­во­пи­си 13–17 вв. за­ни­ма­ют сце­ны, вос­хо­дя­щие к апок­ри­фич. тек­сту «Стра­стей апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла»: «Quo Vadis» («Встре­ча Пет­ра с вос­крес­шим Хри­стом на Ап­пие­вой до­ро­ге», кар­ти­на Ан. Кар­рач­чи, 1601–1602, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), «Ос­во­бо­ж­де­ние Пет­ра из тем­ни­цы ан­ге­лом» (фре­ска Ра­фа­эля в Стан­це д’Элиодоро в Ва­ти­ка­не, 1512–14), «Казнь Пет­ра» («По­лип­тих Сте­фа­не­ски», мас­тер­ская Джот­то, ок. 1300, Пи­на­ко­те­ка Ва­ти­ка­на; фре­ска Ми­ке­ланд­же­ло в ка­пел­ле Пао­ли­на в Ва­ти­ка­не, 1546–50, и кар­ти­на Ка­ра­вад­жо в ка­пел­ле Че­ра­зи в ц. Сан­та-Ма­рия-дель-По­по­ло в Ри­ме, 1601), а так­же ра­нее ма­ло­по­пу­ляр­ные еван­гель­ские сю­же­ты («Чу­дес­ный улов», кар­тон Ра­фа­эля к шпа­ле­рам Сик­стин­ской ка­пел­лы, 1515–16, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон), «Слёзы рас­ка­яв­ше­го­ся в от­ступ­ни­че­ст­ве апо­сто­ла Пет­ра» (кар­ти­на Эль Гре­ко, ок. 1605, Гос­пи­таль Та­ве­ра, То­ле­до).

Лит.: Иг­на­тий (Се­ме­нов М. А.), ар­хи­еп. Чте­ния о свя­том, пер­во­вер­хов­ном апо­сто­ле Пет­ре. СПб., 1849; Ле­о­нид (Крас­но­пев­ков Л. В.), ар­хи­еп. Жизнь свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра. М., 1860; Трух­ма­нов М. П., свящ. Си­мон Петр, апо­стол Гос­по­да: Вос­пи­та­ние его, жизнь и дея­тель­ность для Цар­ст­ва Бо­жия. Хар., 1883; Ор­лин Н. И. Со­бор­ные по­сла­ния ап. Иа­ко­ва, Пер­вое и Вто­рое ап. Пет­ра и ап. Иу­ды. Ря­зань, 1903; Stuhlfauth G. Die apokryphen Pet­rusgeschichten in der altchristlichen Kunst. B., 1925; Vielliard J. Notes sur l’iconographie de Saint Pierre. P., 1929; Reau L. Iconographie de l’art chretien. P., [1959]. Vol. 3; Soto­mayor M. San Pedro en la iconografia paleo­cristiana. Granada, 1962; Kirschbaum E. Le­xi­kon der Christlichen Ikonographie. Rom; Frei­burg-im-Breisgau, 1976. Bd 8; Weitz­mann K. The St. Peter icon of Dumbarton Oaks. Wash., 1983; Мень А., прот. Биб­лио­ло­ги­че­ский сло­варь. М., 2002. Т. 2.

Вернуться к началу