БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД
-
Рубрика: Социология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД, один из методов гуманитарных наук, в котором источниками эмпирич. данных служат личные документы (дневники, письма, автобиографии, мемуары), а также спец. биографич. (нарративные) интервью. В каждой науке Б. м. имеет свою специфику.
В социологии Б. м. является методом изучения социальной реальности на основе обобщения материалов об индивидуальных судьбах людей, один из осн. методов в т. н. качественной (понимающей, интерпретативной) социологии. Развёрнутое обоснование Б. м. предложил В. Дильтей, отметивший, что человек – это не только неповторимая индивидуальность, но и носитель образа окружающего мира. В этом смысле биографии отд. индивидов репрезентативны, т. е. в них наличествуют социально типичные характеристики страны, времени, народа, социального слоя, возрастной группы и т. п. В зап. социологии становление Б. м. связано с классич. исследованием У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918–20), в котором изучались процессы взаимодействия субкультуры польских эмигрантов и амер. образа жизни. Знанецкий разработал методологию анализа биографий.
Б. м. получил развитие в США, Германии и Польше в 1920–30-х гг. при изучении субкультур маргинальных, девиантных закрытых групп: безработных, неформальных молодёжных объединений, экстремистских обществ, движений. В 1940–60-х гг. интерес к Б. м. заметно снизился, поскольку считалось, что субъективный фактор, присутствующий в биографич. повествованиях, снижает уровень достоверности получаемых данных. С 1970-х гг. использование Б. м. заметно активизировалось в связи с изучением новых социальных движений (экологич., молодёжных, женских). Познавательные возможности Б. м. расширились за счёт герменевтики (Х. Гадамер), этнометодологии (Х. Гарфинкел), феноменологии, социологии повседневности (А. Шюц, Ф. Шютце, П. Бергер, Т. Лукман).
В России к Б. м. обращались земские статистики в связи с изучением социальных последствий отмены крепостного права (проект В. Н. Тенишева, 1897). Л. Н. Толстой использовал биографии частных лиц при изучении сельской и городской бедности. Яркий пример «устной истории» – работа рус. писательницы С. З. Федорченко «Народ на войне» (отд. части вышли соответственно в 1917, 1925 и 1983). В работах психолога Н. А. Рыбникова 1920–30-х гг., посвящённых изучению биографии, отмечалось наличие в них ценной информации и о положении разл. социальных групп. После длительного перерыва интерес к Б. м. стал возрождаться в рос. социологии в сер. 1990-х гг.
Биографич. интервью относится к группе неформализованных (свободных, «мягких») методов: респондент рассказывает о своей жизни в свободной форме, самостоятельно определяя объём повествования, степень его подробности, события, о которых стоит упомянуть, стиль повествования (эмоциональный или сухой, серьёзный или иронический и т. д.).
Б. м. даёт возможность исследовать микроуровень социальных процессов и явлений, понять, как формируется жизненная стратегия отд. граждан (социальных акторов) во взаимодействии с обществом. Сравнение биографич. нарративов (повествований) обнаруживает типичные социально одобряемые или отклоняющиеся (девиантные) жизненные стратегии и практики. В социологии переход от анализа индивидуальных биографич. нарративов к обобщённым представлениям об изучаемых социальных феноменах обеспечивается методологией изучения отд. случая (case study).
В психологии, педагогике, медицине Б. м. направлен на изучение и описание одной человеческой жизни, включая мир представлений и переживаний конкретной личности (в этом варианте Б. м. иногда называют автобиографическим). В этой сфере с помощью Б. м. изучается соотношение условий внешней детерминации и самодетерминации в истории отд. человека и его личностных изменений. Путём исследования биографич. повествований о себе (однократных или лонгитюдных, тематически ограниченных или касающихся жизни в целом) анализируются опыт личности, смена его интерпретаций и оценок, содержания ценностно-смысловой и мотивационной сфер, динамика «Я-концепции», внутренняя логика жизненных целей и стратегий поведения, а также история «конструирования» собственной личности и судьбы. Реальное течение жизни не тождественно рассказу субъекта, диагностичными являются: отбор эпизодов; сокрытия, умолчания, привлечение комментариев; забывание событий и этапов жизни, искажение фактов и времени их осуществления; реинтерпретации, показывающие, как настоящее переопределяет прошлое. Б. м. предполагает анализ содержательных (состав и иерархия жизненных тем, устойчивые сюжеты и символы) и формальных характеристик (напр., стилевые особенности). Для установления истинности получаемых данных разработаны процедуры верификации: структурирование тематики интервью, контент-анализ текстов, привлечение дополнит. источников информации (документов, очевидцев, экспертов и др.).
В литературоведении Б. м. – способ исследования, при котором биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты его творчества. Б. м. был подготовлен эстетикой романтизма с её восприятием жизни и поэзии как единого целого, а также герменевтикой Ф. Шлейермахера, полагавшего необходимым изучать факты внешней и внутренней жизни писателя для лучшего понимания его произведений. Основателем Б. м. считается Ш. О. Сент-Бёв, для которого изучение наследственности, лит. и политич. окружения писателя было непременным условием постижения его творчества. Б. м. нашёл применение в теории и практике культурно-исторической школы (Г. Лансон, И. А. Тэн), повлиял на становление «историко-психологического» метода Г. Брандеса, на «импрессионистическую» критику рубежа 19–20 вв., занятую поиском отражения в тексте «сокровенного Я» писателя. С Б. м. связано становление лит. портрета как особого жанра литературоведения («Старинные портреты» Н. А. Котляревского, 1907; «Силуэты русских писателей» Ю. И. Айхенвальда, вып. 1–3, 1906–10, и др.).