ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ В 20 ВЕКЕ
На территории России, помимо литературы на русском языке, существуют письменные профессиональные литературы на языках народов России: абазинская, аварская, адыгейская, алтайская, башкирская, бурятская, даргинская, долганская, еврейская, ингушская, кабардино-черкесская, калмыцкая, карачаево-балкарская, карельская, коми-зырянская и коми-пермяцкая, корякская, кумыкская, лакская, лезгинская, мансийская, марийская, мордовская (мокшанская и эрзянская), нанайская, ненецкая, нивхская, ногайская, осетинская, рутульская, саамская, табасаранская, татарская, татская, тувинская, удмуртская, удэгейская, ульчская, хакасская, хантыйская, цыганская, чеченская, чувашская, чукотская, шорская, эвенкийская, эвенская, эскимосская, юкагирская, якутская и др. Их развитие в 20 в. определялось рядом общих факторов, к которым относятся: основополагающая роль фольклора – прежде всего эпических произведений (нартский эпос у кавказских и «Алпамыш» у тюркских народов, «Джангар» у калмыков, «Олонхо» у якутов) как предшественников и сопутствующих источников профессиональной литературы; стимулирующее воздействие рус. культуры и литературы, соотнесённость с общероссийским историко-культурным контекстом; деятельность просветителей – переводчиков, педагогов, фольклористов, этнографов, языковедов, историков, составителей первых словарей и хрестоматий (татарин К. Насыри, башкир М. М. Бикчурин, балкарцы Б. А. Шаханов и М. К. Абаев; И. Я. Яковлев в Чувашии, ингуш Ч. Ахриев, карачаевец И. П. Крымшамхалов, осетин И. Д. Кануков и др.); появление яркой творческой индивидуальности в качестве основоположника нац. литературы [К. Л. Хетагуров в Осетии, Шолом-Алейхем у евреев, Г. М. Тукай в Татарии, А. Е. Кулаковский и А. И. Софронов в Якутии, М. Н. Хангалов в Бурятии, К. Б. Мечиев в Балкарии, башкиры М. К. Акмулла и М. И. Уметбаев; Г. Е. Верещагин в Удмуртии, Б. М. Пачев в Кабарде; Таджутдин (Чанка), Г. Цадаса и Махмуд у аварцев; даргинец Батырай, кумыки Ирчи Казак и З. Н. Батырмурзаев в Дагестане, В. М. Коломасов и Т. А. Раптанов в Мордовии, и др.]; усвоение «западной» системы жанров (новелла, роман, поэма в её видовых модификациях, сонет стали восприниматься столь же естественно, как и традиционные жанры – дастан, рубаи, шаири, тулки, йыр, сарын и др.). Вместе с тем литературам народов России присуще значительное разнообразие, обусловленное их принадлежностью к различным регионально-этническим общностям (Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток), традиционным тяготением к тому или иному полюсу религиозно-культурной идентификации: к христианским ценностям в их сохраняющемся сопряжении с языческими верованиями (Поволжье), к исламскому миру (Северный Кавказ), к буддийской культуре (Калмыкия, Бурятия). Дифференциация литератур народов России обусловлена также тем, что к нач. 20 в. они находились на разных стадиях развития. Так, многовековой опыт имеют еврейская и татарская литературы; в кон. 19 – нач. 20 вв. сформировались чувашская, якутская, карачаево-балкарская, удмуртская, мордовская, кумыкская литературы; после 1917 возникли адыгейская (основоположник Цуг Теучеж), тувинская (основоположники О. К. Саган-оол, С. А. Сарыг-оол, С. К. Тока), а также литературы народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, некоторых народов Кавказа.
Одним из результатов интенсивного взаимообогащения литератур в советский период стало явление двуязычия (билингвизм). Для представителей бесписьменных народов обращение к рус. языку стало культурной необходимостью. Двуязычие – существенный фактор лит. процесса в России, о чём, в частности, свидетельствует творчество русскоязычных дагестанца Э. М. Капиева, коми-зырянского прозаика М. Н. Лебедева, чувашского поэта-билингва Г. Н. Айги.
Проза. Становление прозаических жанров, в том числе романа, началось в 1920–30-х гг. Уровень развития романа во многом определял меру общезначимости национального художественного опыта. Черты романного мышления, тяготеющего к многомерности изображения человека в новом социальном пространстве, ощутимы в произведениях «Наши дни» татарина Г. Г. Ибрагимова (1920), «Мудрешкин сын» калмыка А. М. Амур-Санана (1925), «Шамбуль» адыгейца Т. М. Керашева (1929), «Петимат» и «Голод» чеченца С. С. Бадуева (оба 1930), «Стальной ветер» марийца А. Игнатьева (1930–31), «Чёрный сундук» карачаевца Х. А. Аппаева (1935–36). Среди важнейших достижений нац. литератур 1930-х гг. – цикл новелл «Поэт» лакца Э. М. Капиева (1944). В романистике 2-й пол. 20 в. наблюдается расширение сферы самосознания героя, усиление художественной самореализации характера, исключающей очерковую описательность, дидактизм и самоцельность этнографизма. Крупнейшими явлениями нац. литератур стали многоплановые романы «В далёком аале» хакаса Н. Г. Доможакова (1959), «Чудесное мгновение» (1960), «Зелёный полумесяц» (1966), «Сломанная подкова» (1973) кабардинца А. П. Кешокова, «Поющие стрелы» бурята А. А. Бальбурова (1962), «Я не сулю тебе рая» башкира А. Г. Бикчентаева (1963), «Начало года» удмурта Г. Д. Красильникова (1965), «Дорога на Москву» чуваша М. Н. Юхмы (1966), «Пока бьётся сердце» якута С. П. Данилова, «Неудержимые» тувинца О. К. Саган-оола, «Род Шогемоковых» кабардинца Х. И. Теунова (все 1967), «Из тьмы веков» ингуша И. М. Базоркина, «Тяжёлые жернова» балкарца А. М. Теппеева (оба 1968), «Мы – карелы» А. Н. Тимонена (1969), «Родовой герб» (1970) и «Орёл точит клюв о камень» (1974) аварки Ф. Г. Алиевой, «Тропы из ночи» (1971), «Раскаты далёкого грома» (1982), «Жернова» (1993) адыгейца И. Ш. Машбаша, «Двери открыты настежь» (1973), «Глоток родниковой воды» (1977), «Баржа» (1983) адыгейца А. К. Евтыха, «Руокоранта – тростниковый берег» карела Я. В. Ругоева (1974), «Долина бессмертников» бурята В. Г. Митыпова (1975), «Зултурган – трава степная» калмыка А. Б. Бадмаева (1976), «Семь родников» татарина Г. Б. Баширова (1978), «Вокзал» (1979) и «Книга отражений» (1996) ногайца И. С. Капаева, «Зарница» коми-прозаика Г. А. Фёдорова (1982), «Стонущие тени» (1984) и «Ветка горькой полыни» (1986) даргинца Х. М. Алиева, «Отец пророка» даргинца Магомед-Расула (1995). Во 2-й пол. 20 в. эпическая проза активно осваивается литературами народов Севера: «Амур широкий» Г. Г. Ходжера (1964–71), дилогия «Ханидо и Халерха» С. Н. Курилова (1968), «Женитьба Кевонгов» В. М. Санги (1975), романы «Когда киты уходят» (1975) и «Конец вечной мерзлоты» (1977) Ю. С. Рытхэу, «Люди Большой Медведицы» В. Н. Ледкова (1977), «Ханты, или Звезда Утренней Зари» Е. Д. Айпина (1990; премия депутатской Ассамблеи малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, 1993).
Большой популярностью в литературах народов России пользуется лирическая проза, одно из высших достижений которой – «Мой Дагестан» Р. Г. Гамзатова (1967–71) – отличается свободой от жанровых канонов, близостью к фольклорной поэтике: при всей апологии почвенности и поэтизации этносферы здесь впервые в литературах Северного Кавказа передаётся чувство человеческого всеединства, неразрывной связи родного и вселенского.
Драматургия. Жанровым разнообразием отмечено развитие драматургии, отличающееся неравномерностью: так, если первая аварская пьеса «Мастер» Б. Г. Малачиханова появилась в 1924, то первая табасаранская пьеса «От тьмы к свету» А. П. Джафарова – только через десять лет. В 1920–30-е гг. проблематика пьес соответствовала осн. требованиям социально ангажированной литературы: уже в названиях пьес обозначались суть и характер сценического действия («В когтях адата» лезгина Г. А. Гаджибекова, 1928; «Разоблачённый шейх» даргинца Р. Нурова, 1934, и т. п.). Однако в это же время появлялись и произведения, которые до сих пор вызывают читательский и зрительский интерес (драма кумыка А. П. Салаватова «Айгази», 1939). В 1950–70-е гг. в нац. драматургии значительное место заняли героико-романтические и исторические драмы. События нац. истории нашли своё отражение в пьесах бурятских драматургов Н. Г. Дамдинова («Доржи Банзаров», 1969, «Кузнецы победы», 1971) и Д. Батожабая («Огненные годы», 1970, «Грозовой ливень», 1973). Тувинец В. Котк-оол написал драму о восстании тувинских аратов («Самбажик», 1963), кабардинец А. Т. Шортанов – о воссоединении Кабарды с Россией («Навечно», 1956). Новым шагом в развитии башкирской драматургии стали лирико-философские драмы М. Карима «В ночь лунного затмения» (1964) и «Страна Айгуль» (1969). Морально-этическая проблематика определила звучание пьес тувинцев О. К. Саган-оола «Настало наше время» и С. С. Сюрюн-оола «Доктор, вы опоздали» (обе 1968), коми-драматурга Г. А. Юшкова «Жена моего друга» (1977), удмуртских авторов А. С. Бутолина и Е. Е. Загребина. Жанр психологической драмы представлен в хакасской драматургии (пьеса М. Е. Кильчичакова «Ожившие камни», 1979).
Поэзия. В 1920–70-х гг. поэзия играла ведущую роль в литературах народов России. Именно произведения стихотв. жанров принесли всероссийскую известность многим видным национальным авторам (удмурт Ф. И. Васильев, чуваш М. Сеспель, татарин М. М. Джалиль, лезгин Сулейман Стальский, калмык Д. Н. Кугультинов, бурят Н. Г. Дамдинов, манси Ю. Н. Шесталов, балкарка Т. М. Зумакулова, ногайка К. У. Темирбулатова, абазинец М. Х. Чикатуев, алтаец Б. Я. Бедюров). С поэтическими достижениями было связано и высшее официальное признание: Гос. премии СССР были удостоены: в 1951 – марийский поэт М. И. Казаков за сборник стихов «Поэзия – любимая подруга» (1950), в 1972 – М. Карим за сборник «Годам вослед» (1971), в 1974 – К. Ш. Кулиев за «Книгу земли» (1972); Ленинской премии – М. М. Джалиль в 1957 (посмертно) за цикл «Моабитская тетрадь» (1942–44), Р. Г. Гамзатов в 1963 за книгу «Высокие звёзды» (1962).
В 80–90-е гг. 20 в. поэзия народов России пережила процесс интенсивного жанрового обогащения, проявившегося в активном освоении новых жанров и стиховых форм (сонет, верлибр и др.). Обращение к различным модификациям стихотв. эпоса (лирическая, лироэпическая поэма, роман в стихах, поэма-монолог и т. п.), возрастающее значение медитативного начала и философских тем, а также тем исторической памяти и национального самосознания – эти тенденции стали общезначимыми в развитии поэзии народов России на рубеже 20 и 21 вв.