Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРЛЕКИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 233

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Г. Скорнякова
К. А. Сомов. «Арлекин и дама». 1912. Третьяковская галерея (Москва).

АРЛЕКИ́Н (от итал. Arlecchino), тра­диц. мас­ка ко­ме­дии дель ар­те, соз­дан­ная во 2-й пол. 16 в. итал. ак­тё­ром А. На­зел­ли по про­зви­щу Дзан Га­нас­са. Имя А., воз­мож­но, про­ис­хо­дит от франц. Эр­ле­кин или Эл­ле­кин (Herlerquin, Hellequin) – ко­мич. дья­вол в ср.-век. мис­те­рии. В ко­ме­дии дель ар­те А. – 2-й дзан­ни, ча­ще все­го слу­га. Пер­во­на­чаль­но – ве­сё­лый го­лод­ный про­стак, за­кру­чи­ваю­щий ин­три­гу спек­так­ля. Его ат­ри­бу­ты: бе­лый кос­тюм с раз­но­цвет­ны­ми за­плат­ка­ми (знак бед­но­сти), тём­ная во­ло­са­тая мас­ка с шиш­кой на лбу (па­мять о рож­ках ср.-век. беса), бе­лая ша­поч­ка с за­ячь­им хво­сти­ком (знак тру­со­сти) и де­рев. меч. В 17 в. про­изош­ла эс­те­ти­за­ция мас­ки, свя­зан­ная с име­нем итал. ак­тё­ра Д. Бьян­ко­лел­ли: об­раз А. об­ла­го­ро­дил­ся, за­плат­ки пре­вра­ти­лись в яр­кие цвет­ные тре­уголь­ни­ки и ром­бики, мас­ка ут­ра­ти­ла во­ло­са­тость, пла­сти­ка при­бли­зи­лась к тан­це­валь­ной, сам А. стал бо­лее хит­рым, лов­ким, а по­рой и зло­языч­ным. По­сле ис­чез­но­ве­ния те­ат­ра ма­сок пре­тер­пел су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния как пер­со­наж ко­ме­дий К. Голь­до­ни, К. Гоц­ци, П. Ма­ри­во и др. Ве­лики­ми ис­пол­ни­те­ля­ми мас­ки А. бы­ли итал. ак­тё­ры Т. Мар­тинел­ли, А. Кос­тан­ти­ни, Э. Ге­рар­ди; в 20 в. – М. Мо­рет­ти и Ф. Со­ле­ри.

Лит.: Джи­ве­ле­гов А. К. Италь­ян­ская на­род­ная ко­ме­дия. Commedia dell’arte. М., 1962; Molinari C. La commedia dell’arte. Mil., 1985.

Вернуться к началу