Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАРПАХО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 611

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. И. Пашкина

ВАРПАХО́ВСКИЙ Ле­о­нид Вик­то­ро­вич [16(29).3.1908, Мо­ск­ва – 12.2.1976, там же], рос. ре­жис­сёр, нар. арт. РСФСР (1966). В 1923–26 учил­ся в Моск. конс., в 1931 окон­чил МГУ. С 1930 вы­сту­пал со стать­я­ми по во­про­сам эс­те­ти­ки, дра­ма­тур­гии и тех­но­ло­гии те­ат­ра. Оформ­лял спек­так­ли в моск. Те­ат­ре са­ти­ры и ТРАМе, где ра­бо­тал так­же ас­си­стен­том ре­жис­сё­ра. В 1933–35 ре­жис­сёр-ас­си­стент и учё­ный сек­ре­тарь Те­ат­ра им. Вс. Мей­ер­холь­да, раз­ра­бо­тал ме­то­ди­ку за­пи­си ак­тёр­ской иг­ры, ре­пе­ти­ций, спек­так­лей. В 1935 по­сту­пил в сту­дию при Те­ат­ре им. Евг. Вах­тан­го­ва, но в 1936 был ре­прес­си­ро­ван, выс­лан в Ка­зах­стан. В 1936–1937 ре­жис­сёр Рус. те­ат­ра дра­мы в Ал­ма-Ате. В 1937 вновь аре­сто­ван и осу­ж­дён на 10 лет ла­ге­рей. В 1947 ос­во­бо­ж­дён, а че­рез пять ме­ся­цев вновь аре­сто­ван. Ра­бо­тал в те­ат­рах Ма­га­да­на («По­хи­ще­ние Ев­ро­пы» Л. Вер­нёя, 1944; «Тра­виа­та» Дж. Вер­ди, 1945) и др. В 1953 ос­во­бо­ждён, в 1955 реа­били­ти­ро­ван. В Тби­лис­ском те­ат­ре им. А. С. Гри­бое­до­ва поста­вил «Чай­ку» А. П. Че­хо­ва, «Дни Тур­биных» М. А. Бул­га­ко­ва (оба 1954). Ра­бо­тал в те­ат­рах Кие­ва, Харь­ко­ва, Ле­нин­гра­да. В 1957–61 гл. реж. Моск. те­ат­ра им. М. Н. Ер­мо­ло­вой («Обоз вто­ро­го раз­ря­да» Да­ву­ри­на). В 1962–70 в Ма­лом те­ат­ре («Мас­ка­рад» М. Ю. Лер­мон­то­ва, 1962; «Ро­ж­де­ст­во в до­ме Купь­ел­ло» Э. Де Фи­лип­по, 1965; «Бе­ше­ные день­ги» А. Н. Ост­ров­ско­го, 1969). С 1970 реж. Те­ат­ра им. Евг. Вах­тан­го­ва («Иг­ра в ка­ни­ку­лы» М. Се­ба­сть­я­на, 1972; «Из жиз­ни де­ло­вой жен­щи­ны» А. Б. Греб­не­ва, 1974). Сре­ди др. по­ста­но­вок: «Шес­тое ию­ля» М. Ф. Шат­ро­ва (1965) и «Дни Тур­би­ных» М. А. Бул­га­ко­ва (1968) – МХАТ им. М. Горь­ко­го, «Стран­ная мис­сис Сэ­видж» Дж. Пат­ри­ка (1966) – Те­атр им. Мос­со­ве­та, «Про­да­вец до­ж­дя» Р. Нэ­ша (1972) – Те­атр им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го. Ра­бо­ты В. от­ли­ча­лись глу­би­ной пси­хо­ло­гич. ана­ли­за, ме­та­фо­рич­но­стью сце­нич. язы­ка, стро­гой вы­ве­рен­но­стью и взаи­мо­свя­зью всех ком­по­нен­тов, яр­кой зре­лищ­но­стью, сти­ли­стич. за­вер­шён­но­стью. Осо­бое вни­ма­ние В. уде­лял зву­ко­вой пар­ти­ту­ре спек­так­ля. По­ста­вил в разл. го­ро­дах СССР и за ру­бе­жом бо­лее 60 дра­ма­тич. спек­так­лей, опер и опе­ретт. Ста­вил цир­ко­вые про­грам­мы, ра­бо­тал на ТВ. В раз­ные го­ды пре­по­да­вал в ре­жис­сёр­ской ла­бо­ра­то­рии Все­рос. те­ат­раль­но­го об­ще­ст­ва.

Соч.: На­блю­де­ния. Ана­лиз. Опыт. М., 1978.

Лит.: Чер­няк Ю. В мас­тер­ской Л. В. Вар­па­хов­ско­го. М., 1982.

Вернуться к началу