Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕВРЕ́ИНОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 520-521

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Вострова
Н. Н. Евреинов. Портрет работы Ю. П. Анненкова. 1920.

ЕВРЕ́ИНОВ Ни­ко­лай Ни­ко­лае­вич [13(25).2.1879, Мо­ск­ва – 7.9.1953, Па­риж], рос. ре­жис­сёр, дра­ма­тург, тео­ре­тик и ис­то­рик те­ат­ра. Из ро­да Ев­реи­но­вых. В 1901 окон­чил С.-Пе­терб. уч-ще пра­во­ве­де­ния. Слу­жил в 1901 в Мин-ве юс­ти­ции, в 1901–1914 в Мин-ве пу­тей со­об­ще­ния. В 1901–1905 учил­ся тео­рии ком­по­зи­ции в С.-Пе­терб. конс. по клас­су Н. А. Рим­ско­го-­Кор­са­ко­ва, изу­чал фи­ло­со­фию в С.-Пе­терб. ун-те под рук. проф. А. И. Вве­ден­ско­го. Де­бют Е.-дра­ма­тур­га со­сто­ял­ся в пе­терб. Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре (од­но­акт­ная дра­ма «Стё­пик и Ма­ню­роч­ка», 1905); поч­ти од­но­вре­мен­но его пье­сы ста­ви­лись в Но­вом т-ре Л. Б. Явор­ской (где Е. вы­сту­пил и как ак­тёр), в пе­терб. Ма­лом те­ат­ре А. С. Су­во­ри­на. Как ор­га­ни­за­тор (совм. с Н. В. Дри­зе­ном, 1907–1908) и гл. ре­жис­сёр (1911–12) Ста­рин­но­го те­ат­ра он по­ста­вил пе­ред со­бой за­да­чу ре­кон­ст­рук­ции те­ат­раль­ных сис­тем про­шло­го [пер­вый се­зон был по­свя­щён разл. жан­рам ср.-век. ре­пер­туа­ра: мо­ра­ли­те «Ны­неш­ние бра­тья», пас­то­раль «Иг­ра о Ро­бе­не и Ма­ри­он», ми­ракль «Дей­ст­во о Тео­фи­ле», «Очень ве­сё­лый и смеш­ной фарс о шап­ке-ро­га­че» и др.; вто­рой – исп. «зо­ло­то­му ве­ку»: «Фу­эн­те Ове­ху­на» («Ове­чий ис­точ­ник») Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо, «Два бол­ту­на» М. де Сер­ван­те­са, «Чис­ти­ли­ще свя­то­го Пат­ри­ка» П. Каль­де­ро­на де ла Бар­ки, «Бла­го­чес­ти­вая Мар­та» Тир­со де Мо­ли­ны, и др.]. Пред­став­ле­ния вы­зва­ли боль­шой об­ществ. ре­зо­нанс, бу­ду­чи ре­зуль­та­том ор­га­нич. со­еди­не­ния на­уч. и ху­дож. под­хо­да к сце­нич. ис­кус­ст­ву. Сре­ди со­труд­ни­ков те­ат­ра – М. М. Фо­кин, И. А. Сац, М. В. До­бу­жин­ский. В 1908 Е. был при­гла­шён В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской в её пе­терб. те­атр, где в спек­так­ле «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» Г. Д’Аннунцио впер­вые при­ме­нил сце­нич. «прин­цип мо­но­дра­мы», по­ка­зав со­бы­тия гла­за­ми гл. ге­рои­ни. Тео­рия мо­но­дра­мы бы­ла им окон­ча­тель­но оформ­ле­на в ре­фе­ра­те «Вве­де­ние в мо­но­дра­му». Совм. с Ф. Ф. Ко­мис­сар­жев­ским Е. ор­га­ни­зо­вал «Ве­сё­лый те­атр для по­жи­лых де­тей» (1909), где бы­ли по­став­ле­ны про­из­ве­де­ния Козь­мы Прут­ко­ва и ар­ле­ки­на­да Е. «Ве­сё­лая смерть».

Лит. и те­ат­раль­ная из­вест­ность Е. в 1910-х гг. уси­ли­ва­лась экс­т­ра­ва­гант­но­стью его по­ве­де­ния, че­ре­дой эпа­ти­рую­щих вы­сту­п­ле­ний, па­ра­док­саль­но­стью оце­нок и су­ж­де­ний, те­ат­ра­ли­за­ци­ей собств. жиз­ни. Был по­пу­ля­рен как па­ро­дист; один из ак­тив­ных уча­ст­ни­ков пред­став­ле­ний пе­терб. ар­ти­стич. под­ва­ла «Бро­дя­чая со­ба­ка» и его пре­ем­ни­ка – «При­ва­ла ко­ме­ди­ан­тов». Ус­пех Е. в жан­ре те­ат­раль­ной ми­ниа­тю­ры и па­ро­дии при­вёл к при­гла­ше­нию его в ка­че­ст­ве гл. ре­жис­сё­ра в те­атр «Кри­вое зер­ка­ло» (1910–14), со­труд­ни­че­ст­во с ко­то­рым он про­дол­жал до 1916; по­ста­вил ок. 100 ми­ниа­тюр и пьес (14 – соб­ст­вен­ных, в т. ч. «Шко­ла этуа­лей», 1911; «Ку­ли­сы ду­ши», 1912; «Кух­ня сме­ха», 1913; «Чет­вёр­тая сте­на», 1915). В это же вре­мя Е. из­дал ра­бо­ты по фи­ло­со­фии те­ат­ра, в ко­то­рых сфор­му­ли­ро­вал кон­цеп­цию «те­ат­ро­кра­тии» и то­таль­ной «те­ат­ра­ли­за­ции жиз­ни»: «Те­атр как та­ко­вой» (1912), три­ло­гия «Те­атр для се­бя» (1915–17), сб. «Pro scena sua. Ре­жис­су­ра. Ли­це­деи. По­след­ние про­бле­мы те­атра» (1915). Ме­тод Е. со­сто­ял в рас­про­ст­ра­не­нии за­ко­нов те­ат­ра на лю­бые жиз­нен­ные про­цес­сы; в от­кры­тии ми­ро­во­го един­ст­ва, строя­ще­го­ся по за­ко­нам те­ат­ра. В 1910–14 мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе и Азии, пред­при­нял фольк­ло­ри­стич. экс­пе­ди­цию по Рос­сии с це­лью изу­че­ния об­ря­до­во­го те­ат­ра; в ре­зуль­та­те поя­вил­ся цикл ис­сле­до­ва­ний, опуб­ли­ко­ван­ный в 1920-х гг.: «Про­ис­хо­ж­де­ние дра­мы. Фольк­ло­ри­сти­че­ский очерк» (1921), «Пер­во­быт­ная дра­ма гер­ман­цев» (1922), «Аза­зел и Дио­нис. О про­ис­хо­ж­де­нии сце­ны в свя­зи с за­чат­ка­ми дра­мы у се­ми­тов» (1924) и др.

В го­ды Окт. ре­во­лю­ции 1917 и Гражд. вой­ны 1917–22 га­ст­ро­ли­ро­вал по Рос­сии с лек­ция­ми и спек­так­ля­ми. В 1920 воз­гла­вил по­ста­нов­ку и ор­га­ни­за­цию мас­со­во­го зре­ли­ща «Взя­тие Зим­не­го двор­ца», ко­то­рое ста­ло кли­ши­ро­ван­ным об­ра­зом ре­во­лю­ции, позд­нее вос­про­из­ве­дён­ным С. М. Эй­зен­штей­ном при съём­ках ф. «Ок­тябрь» (1927). В те­ат­ре «Воль­ная ко­ме­дия» впер­вые бы­ла по­став­ле­на фи­лос. ар­ле­ки­на­да Е. «Са­мое глав­ное» (реж. Н. В. Пет­ров, 1921). В 1925 эмиг­ри­ро­вал, жил во Фран­ции. В Па­ри­же ста­вил опер­ные спек­так­ли в Рус. ча­ст­ной опе­ре М. Н. Куз­не­цо­вой (1929–30), со­з­дал (совм. с Е. Н. Ро­щи­ной-­Ин­са­ро­вой) Те­атр рус. дра­мы (1943–44), по­ста­вил ряд спек­так­лей в те­ат­ре Ж. Ко­по «Вьё-Ко­лом­бье», ор­га­ни­зо­вал «Объ­еди­не­ние рус. ар­ти­стов» (1935). Ре­жис­си­ро­вал опер­ные и дра­ма­тич. спек­так­ли так­же в Праж­ском нац. те­ат­ре (1935), уча­ст­во­вал в под­го­тов­ке про­грамм эмиг­рант­ских те­ат­ров ми­ниа­тюр – «Ле­ту­чая мышь» (1928, 1937) и «Бро­дя­чие ко­ме­ди­ан­ты» (1934), ра­бо­тал в Сор­бон­не со сту­ден­та­ми над ре­кон­ст­рук­ци­ей спек­так­лей ср.-век. те­ат­ра (1934–35). В 1945 вы­сту­пал на франц. ра­дио с цик­лом пе­ре­дач о вы­даю­щих­ся дея­те­лях рус. куль­ту­ры – К. С. Ста­ни­слав­ском, Рим­ском-Кор­са­ко­ве, А. Я. Таи­ро­ве, М. М. Зо­щен­ко, В. В. Мая­ков­ском и др. По­след­нее пуб­лич­ное вы­сту­п­ле­ние со­стоя­лось на ве­че­ре, по­свя­щён­ном МХАТу (1948). В 1953 опуб­ли­ко­вал в Нью-Йор­ке фун­дам. труд – «Ис­то­рия рус­ско­го те­ат­ра». Ав­тор пьес: «Че­му нет име­ни» (1937, опубл. в 1963), «Ша­ги Не­ме­зи­ды» (1939, опубл. в 1956), «Гра­ж­да­не вто­ро­го сор­та» (1950) и др. Те­ат­раль­ные идеи Е. пред­вос­хи­ти­ли мн. тео­рии и прак­ти­ки 20 в. – «театр жес­то­кос­ти» А. Ар­то, «бед­ный театр» Е. Гро­тов­ско­го, кон­цеп­цию «чис­той фор­мы» С. И. Вит­ке­ви­ча и др.

Соч.: Вве­де­ние в мо­но­дра­му. СПб., 1909; Ис­то­рия те­лес­ных на­ка­за­ний в Рос­сии. СПб., 1913; Дра­ма­ти­че­ские соч. СПб.; П., 1908–1923. Т. 1–3; Те­атр и эша­фот. К во­про­су о про­ис­хо­ж­де­нии те­ат­ра как пуб­лич­но­го ин­сти­ту­та // Мне­мо­зи­на. До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы по ис­то­рии рус­ско­го те­ат­ра ХХ в. М., 1996; В шко­ле ост­ро­умия: Вос­по­ми­на­ния о те­ат­ре «Кри­вое зер­ка­ло». М., 1998; Де­мон те­ат­раль­но­сти. М.; СПб., 2002; Тай­ные пру­жи­ны ис­кус­ст­ва. Ста­тьи по фи­ло­со­фии ис­кус­ст­ва, эти­ке и куль­ту­ро­ло­гии. М., 2004; Ори­ги­нал о порт­ре­ти­стах. М., 2005; Двой­ной те­атр: Сб. пьес. М., 2007.

Лит.: Зно­ско-Бо­ров­ский ЕА. Рус­ский те­атр на­ча­ла ХХ в. Пра­га, 1925; Ка­зан­ский Б. В. Ме­тод те­ат­ра: (Ана­лиз сис­те­мы Н. Н. Ев­реи­но­ва). Л., 1925; Golub S. Evreinov. The theatre of paradox and transformations. Ann Arbor, 1984; Carnice S. M. The theatrical instinct. N. Evreinov and the Russian theatre of the early twentieth century. N. Y., 1989; Ан­нен­ков Ю. П. Днев­ник мо­их встреч: Цикл тра­ге­дий. М., 1990. T. 1–2; Тих­вин­ская Л. И. «Кри­вое зер­ка­ло» и мо­но­дра­ма // Мир ис­кусств: Ста­тьи. Бе­се­ды. Пуб­ли­ка­ции. М., 1991; Ба­бен­ко В. Г. Ар­ле­кин и Пье­ро: Н. Ев­реи­нов, А. Вер­тин­ский. Ека­те­рин­бург, 1992; Ива­нов В. В. «Ми­лый лек­тор», он же – «Со­вре­мен­ный мар­киз де Сад» // Мне­мо­зи­на. До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы из ис­то­рии рус­ско­го те­ат­ра ХХ в. М., 1996. [Вып. 1]; он же. От ре­те­ат­ра­ли­за­ции те­ат­ра к те­ат­раль­ной ан­тро­по­ло­гии // Те­атр XX ве­ка. За­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия. М., 2003; Рус­ское за­ру­бе­жье. Зо­ло­тая кни­га эмиг­ра­ции. Пер­вая треть ХХ в. М., 1997; Та­нюк Л. Да­ешь Ев­реи­но­ва! или Крик­ли­вый шут ее ве­ли­че­ст­ва жиз­ни // Ев­реи­нов Н. Н. В шко­ле ост­ро­умия: Вос­по­ми­на­ния о те­ат­ре «Кри­вое зер­ка­ло». М., 1998; Ма­ков­ский С. На Пар­на­се Се­реб­ря­но­го ве­ка. М., 2000; Мак­си­мов В. Фи­ло­со­фия те­ат­ра Н. Ев­реи­но­ва // Ев­реи­нов Н. Н. Де­мон те­ат­раль­но­сти. М.; СПб., 2002; Ли­тав­ри­на М. Г. Рус­ский те­ат­раль­ный Па­риж: [20 лет ме­ж­ду вой­на­ми]. СПб., 2003.

Вернуться к началу