Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСТО́МИНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 101

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Н. Орлова
А. И. Истомина в партии Флоры («Зефир и Флора» К. А. Кавоса). Миниатюра неизвестного художника.

ИСТО́МИНА Ав­до­тья Иль­и­нич­на [6(17).1.1799, С.-Пе­тер­бург – 26.6(8.7).1848, там же], рус. ар­ти­ст­ка ба­ле­та. Ро­ди­лась в се­мье по­ли­цей­ско­го пра­пор­щи­ка. В 1815 окон­чи­ла С.-Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­го­ги Е. А. Са­зо­но­ва, Е. И. Ко­ло­сова, Ш. Дид­ло). В пе­терб. ба­лет­ную труп­пу бы­ла при­ня­та ещё уче­ни­цей. Де­бютиро­ва­ла в ба­ле­те «Ацис и Га­ла­тея» К. А. Ка­во­са (ба­летм. Дид­ло). С ба­ле­том «Зе­фир и Фло­ра» Ка­во­са в по­ста­нов­ке Дид­ло свя­за­на вся сце­нич. жизнь И.; уче­ни­цей ис­пол­ня­ла роль Ку­пи­до­на, за­тем – юных нимф Аг­лаи и Амин­ты, в 1818 стан­це­ва­ла од­ну из луч­ших сво­их пар­тий – Фло­ру. Соз­да­вае­мые И. ми­фо­ло­гич. об­ра­зы при­об­ре­та­ли тра­гич. ок­ра­ску: Ари­сия («Фед­ра и Ип­по­лит» Ка­воса и П. Ф. Ту­ри­ка), Аль­це­ста («Аль­це­ста, или Со­ше­ст­вие Гер­ку­ле­са в ад» Ф. Ан­то­но­ли­ни). Ис­пол­ня­ла и ко­мич. пар­тии (Ли­за – «Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» на муз. не­изв. ав­то­ра). По сви­де­тель­ст­ву ис­то­ри­ка те­ат­ра П. Н. Ара­по­ва, та­нец И. от­ли­ча­ли «си­ла в но­гах, ап­ломб на сце­не и вме­сте с тем гра­ция, лёг­кость, бы­ст­ро­та в дви­же­ни­ях». А. С. Пуш­кин упо­мя­нул И. в 1-й гла­ве «Ев­ге­ния Оне­ги­на», об­ра­щал­ся к её лич­ной и творч. судь­бе и в чер­но­вых ру­ко­пи­сях ро­ма­на «Рус­ский Пе­лам». Ар­ти­ст­ка пер­вой во­пло­ти­ла об­ра­зы пуш­кин­ских ге­ро­инь на пе­терб. сце­не: Чер­ке­шен­ка («Кав­каз­ский плен­ник, или Тень не­вес­ты» Ка­во­са) и Люд­ми­ла («Рус­лан и Люд­ми­ла, или Низ­вер­же­ние Чер­но­мо­ра, зло­го вол­шеб­ни­ка» Ф. Е. Шоль­ца) – луч­шие пар­тии в ро­ман­тич. ре­пер­туа­ре И. Уча­ст­во­ва­ла в кор­де­ба­лет­ных тан­цах в по­ста­нов­ке Дид­ло («Ке­рим-Ги­рей – Крым­ский хан» на муз. Ка­во­са в три­ло­гии А. А. Ша­хов­ско­го по мо­ти­вам по­эмы Пуш­ки­на «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан»). В 1829 во вре­мя вы­сту­п­ле­ния по­вре­ди­ла но­гу и бы­ла вы­ну­ж­де­на пе­рей­ти на ми­мич. ро­ли. Од­на из по­след­них пар­тий – ца­ри­ца Сум­бе­ка («Сум­бе­ка, или По­ко­ре­ние Ка­зан­ско­го цар­ст­ва» Л. И. Сон­не). Вы­сту­па­ла до 1836.

Лит.: Кра­сов­ская В. Рус­ский ба­лет­ный те­атр от воз­ник­но­ве­ния до се­ре­ди­ны XIX в. Л.; М., 1958; Эль­яш Н. А. Ис­то­ми­на. Л., 1971.

Вернуться к началу