Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕПОСТНО́Й ТЕА́ТР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 694

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Старикова
Эскиз женского костюма для театра Шереметевых. 1780-е гг. Художник М. Кирцингер.

КРЕПОСТНО́Й ТЕА́ТР, тип ча­ст­но­го те­ат­ра в Рос­сии, до­маш­ний дво­рян­ский (по­ме­щи­чий) те­атр с уча­сти­ем кре­по­ст­ных. До­маш­ние пред­став­ле­ния уст­раи­ва­лись в Рос­сии ещё в кон. 17 в., но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние К. т. по­лу­чил во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв.; су­ще­ст­во­вал вплоть до от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва. В К. т., по­ми­мо кре­по­ст­ных, мог­ли уча­ст­во­вать ак­тё­ры-лю­би­те­ли из дво­рян и «воль­ные» про­фес­сио­на­лы (ак­тё­ры, му­зы­кан­ты); при этом в од­них те­ат­рах иг­ра­ли толь­ко са­ми дворя­не или их де­ти, кре­по­ст­ны­ми же осу­ще­ст­в­ля­лось обес­пе­че­ние пред­став­ле­ний (строи­тель­ст­во и обо­ру­до­ва­ние сце­ны, из­го­тов­ле­ние де­ко­ра­ций и кос­тю­мов, муз. со­про­во­ж­де­ние и т. д.); в дру­гих – иг­ра­ли как дво­ря­не-лю­би­те­ли, так и «до­мо­вые», или «соб­ст­вен­ные», ак­тё­ры (т. е. кре­по­ст­ные). В не­ко­то­рых К. т. на гл. ро­ли при­гла­ша­лись «воль­ные» ар­ти­сты пуб­лич­ной имп. сце­ны или ча­ст­ной проф. ант­ре­при­зы; иног­да же «воль­ные» рос. и иностр. зна­ме­ни­то­сти фи­гу­ри­ро­ва­ли толь­ко как ка­пель­мей­сте­ры, ба­лет­мей­сте­ры и те­ат­раль­ные пе­да­го­ги, а ис­пол­ни­те­ля­ми бы­ли в осн. «соб­ст­вен­ные» ак­тё­ры. До­маш­ние по­ме­щи­чьи те­ат­ры мог­ли пре­вра­щать­ся в пуб­лич­ные с пла­той за вход. Кре­по­ст­ные ак­тё­ры и му­зы­кан­ты ино­гда вы­ку­па­лись «в каз­ну».

Дворец-музей Останкино. Зрительный зал театра Шереметевых.

Один из пер­вых и са­мых вы­даю­щих­ся К. т. – те­атр гра­фов Ше­ре­ме­те­вых. На­чал свою дея­тель­ность ок. 1765 как лю­би­тель­ский дво­рян­ский в С.-Пе­тер­бур­ге, за­тем (в кон. 1770-х гг.) офор­мил­ся как К. т. в Мо­ск­ве в до­ме на Боль­шой Ни­коль­ской ул. В это же вре­мя в под­мос­ков­ной усадь­бе П. Б. Ше­ре­ме­те­ва в с. Кус­ко­во бы­ли со­ору­же­ны 3 те­ат­ра: «воз­душ­ный» (т. е. на от­кры­том воз­ду­хе), Ма­лый, за­тем Боль­шой. Рас­цве­та труп­па Ше­ре­ме­те­вых дос­тиг­ла в сер. 1780-х гг., ко­гда её вла­дель­цем стал Н. П. Ше­ре­ме­тев, вы­стро­ив­ший в нач. 1790-х гг. но­вый ве­ли­ко­леп­ный те­атр-дво­рец в под­мос­ков­ной усадь­бе Ос­тан­ки­но. Ше­ре­ме­те­вы со­дер­жа­ли ог­ром­ный штат кре­по­ст­ных мас­те­ров, сре­ди ко­то­рых: ар­хи­тек­то­ры П. И. Ар­гу­нов, А. Ми­ро­нов, Г. Ди­ку­шин; ху­дож­ни­ки Ар­гу­новы, К. Фун­ту­сов, Г. Му­хин, С. Ка­ли­нин; ма­ши­нист Ф. Пря­хин; му­зы­кан­ты С. А. Дег­тя­рёв, Г. Я. Ло­ма­кин, ин­ст­ру­мен­таль­ный мас­тер И. А. Ба­тов и др. Они ра­бо­та­ли под ру­ко­во­дством и ря­дом с про­слав­лен­ны­ми ев­роп. и рус. «воль­ны­ми» мас­те­ра­ми. Труп­па и ор­кестр вклю­ча­ли бо­лее 200 чел. Луч­ши­ми ак­тё­- ра­ми бы­ли П. И. Ко­ва­лё­ва (Гор­бу­но­ва, по сце­не – Жем­чу­го­ва), Т. В. Шлы­ко­ва (Гра­на­то­ва), Г. Ко­ха­нов­ский, А. Но­ви­ков, Т. Бе­ден­ко­ва, А. Буя­но­ва (Изум­ру­до­ва), А. Кал­мы­ко­ва (Яхон­то­ва), Ф. и М. Уру­со­вы (Би­рю­зо­вы) и др. Ар­ти­стам по­ла­га­лось жа­ло­ва­нье день­га­ми и про­дук­та­ми. Ру­ко­во­дил труп­пой кре­по­ст­ной «биб­лио­те­карь его сия­тель­ст­ва» В. Г. Во­роб­лев­ский, по­лу­чив­ший об­ра­зо­ва­ние в Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии и по­бы­вав­ший вме­сте с Н. П. Ше­ре­ме­те­вым за гра­ни­цей. Он же за­ни­мал­ся пе­ре­во­да­ми и пе­ре­дел­ка­ми пьес. В ре­пер­ту­ар вхо­ди­ло бо­лее 100 пьес, осн. часть ко­то­рых со­став­ля­ли ко­мич. опе­ры, а так­же ко­ме­дии, опе­ры и ба­ле­ты.

К кон. 1810-х гг. от­но­сит­ся рас­цвет др. вы­даю­ще­го­ся К. т., при­над­ле­жав­ше­го кн. Н. Б. Юсу­по­ву. В 1819 в Мо­ск­ве «в Яуз­ской час­ти под № 83» бы­ло по­строе­но те­ат­раль­ное зда­ние, имев­шее пар­тер, по­лу­цир­куль­ный ам­фи­те­атр, бель­э­таж и 2 га­ле­реи. Ле­том те­атр функ­цио­ни­ро­вал в усадь­бе Ар­хан­гель­ское, где со­хра­ни­лись те­ат­раль­ное зда­ние, по­стро­ен­ное в 1817–18, и часть де­ко­ра­ций, на­пи­сан­ных П. ди Г. Гон­за­го. В те­ат­ре Юсу­пова да­ва­ли гл. обр. опе­ры и пыш­ные ба­лет­ные пред­став­ле­ния; луч­ши­ми ак­три­са­ми бы­ли А. Бо­ру­но­ва, С. Ма­лин­ки­на, А. Ра­бу­тов­ская. Ок. 1811 в Мо­ск­ве поя­вил­ся те­атр П. А. По­зня­ко­ва, на­хо­див­ший­ся в Ле­он­ть­ев­ском пер. Здесь да­вали в осн. очень пыш­но об­став­лен­ные ко­мич. опе­ры (де­ко­ра­ции пи­сал итал. жи­во­пи­сец Дж. Б. Скот­ти). Кре­по­ст­ных ак­тё­ров обу­ча­ли С. Н. и Е. С. Сан­ду­новы. Од­на из луч­ших ак­трис это­го те­ат­ра – Лю­бо­чин­ская. В Мо­ск­ве в кон. 18 – нач. 19 вв. дей­ст­во­ва­ли так­же те­ат­ры С. С. Ап­рак­си­на, Г. И. Би­би­ко­ва, И. Я. Блу­до­ва, Н. А. и В. А. Все­во­лож­ских, П. М. Вол­кон­ско­го, И. А. Га­га­ри­на, Л. К. На­рыш­ки­на, Н. И. Одо­ев­ско­го, Н. Г. и Б. Г. Ша­хов­ских и др. В С.-Пе­тер­бур­ге из­вест­ны бы­ли до­маш­ние те­ат­ры Е. П. Ба­ря­тин­ской, П. А. Го­ли­цы­ной, Е. Ф. Дол­го­ру­кой, А. А. и Л. А. На­рыш­ки­ных, А. Н. Не­ли­дин­ской, А. С. Стро­га­но­ва, И. Г. Чер­ны­шё­ва, це­са­ре­ви­ча Пав­ла Пет­ро­ви­ча и др.

К кон. 18 в. К. т. на­чи­на­ют по­яв­лять­ся в про­винц. го­ро­дах и в уда­лён­ных от цен­тра име­ни­ях. В 1780-х гг. в сво­ём име­нии в Шкло­ве К. т. соз­дал С. Г. Зо­рич (быв. фа­во­рит имп. Ека­те­ри­ны II). Его те­атр, по сви­де­тель­ст­ву со­вре­мен­ни­ков, был «пре­ог­ром­ный», в ре­пер­туа­ре бы­ли дра­мы, ко­ме­дии, ко­мич. опе­ры и ба­ле­ты. В дра­ма­тич. спек­так­лях, кро­ме кре­по­ст­ных, уча­ст­во­ва­ли ка­де­ты Шклов­ско­го ка­дет­ско­го кор­пу­са и дво­ря­не-лю­би­те­ли, сре­ди ко­то­рых сла­вил­ся кн. П. В. Ме­щер­ский (его иг­ру вы­соко це­нил М. С. Щеп­кин). В ба­ле­тах тан­це­ва­ли толь­ко кре­по­ст­ные, луч­шие из них – К. Бут­ке­вич и П. Аза­ре­ви­че­ва (Аза­ре­вич). По­сле смер­ти Зо­ри­ча ба­лет­ная труп­па в 1800 вы­куп­ле­на каз­ной для пе­терб. имп. сце­ны. Сре­ди мн. до­маш­них те­ат­ров вы­де­лял­ся те­атр гр. А. Р. Во­рон­цо­ва, су­ще­ст­во­вав­ший (ок. 1793–1805) в с. Ала­бу­хи Там­бов­ской губ., а за­тем в с. Ан­д­ре­евское Вла­ди­мир­ской губ. В ре­пер­ту­ар вхо­ди­ли в пер­вую оче­редь пье­сы рус. дра­ма­тур­гов. В труп­пе на­счи­ты­ва­лось от 50 до 60 чел., вклю­чая му­зы­кан­тов, жи­во­пис­цев, ма­ши­ни­стов, порт­ных, па­рик­махе­ров и т. п.; ар­ти­сты, по­лу­чав­шие еже­год­ное воз­на­гра­ж­де­ние день­га­ми и ве­ща­ми, де­ли­лись на «пер­во­ста­тей­ных» (13–15 чел.) и «вто­ро­ста­тей­ных» (6–8 чел.). Во гла­ве труп­пы сто­ял «ди­рек­тор те­ат­ра» из кре­по­ст­ных ак­тё­ров (сна­ча­ла И. Пет­ров, за­тем Ф. Яков­лев). Луч­шей ак­три­сой и пе­ви­цей счи­та­лась М. Кап­те­ло­ва, пер­вым ак­тё­ром – Ф. Яков­лев, за­тем Я. Ки­ри­лов.

В нач. 1790-х гг. поя­вил­ся те­атр кн. Н. Г. Ша­хов­ско­го, ко­то­рый ле­том рас­по­ла­гал­ся в с. Юсу­по­во Ни­же­го­род­ской губ., а зи­мой в са­мом Ниж­нем Нов­го­ро­де. В 1797 князь по­стро­ил те­ат­раль­ное зда­ние и в Мо­ск­ве, в «Сер­пу­хов­ской час­ти». Од­на­ко (ве­ро­ят­но, из-за ма­те­ри­аль­ных со­об­ра­же­ний) в Мо­ск­ве те­атр Ша­хов­ско­го иг­рал не­дол­го. Это был один из пер­вых ком­мерч. К. т., где взи­ма­лась пла­та за вход. Ле­том Ша­хов­ской вы­во­зил свой те­атр на весь июль на Ма­карь­ев­скую яр­мар­ку. Ре­пер­ту­ар со­сто­ял из тра­ге­дий, ко­ме­дий, драм, опер с ба­ле­та­ми и во­де­ви­лей. Труп­па в 1820 на­счи­ты­ва­ла ок. 90 чел. Наи­бо­лее из­вест­ные ак­тё­ры – А. Ер­шов, М. По­ля­ков, Д. За­ви­дов, А. Вы­ше­слав­це­ва, Н. Пиу­но­ва, А. и Н. Стрел­ко­вы. По­сле смер­ти Ша­хов­ско­го (1824) его на­след­ни­ки про­да­ли те­атр (1827). Ак­тё­ры по­лу­чи­ли воль­ную и про­дол­жа­ли иг­рать на сце­не те­ат­ра, став­ше­го го­род­ским. По­доб­ный пуб­лич­ный К. т. был соз­дан в Ка­за­ни П. П. Еси­по­вым (ок. 1803–14), до это­го имев­шим до­маш­ний К. т. в с. Юма­то­во под Ка­за­нью. Луч­ши­ми ак­тё­ра­ми труп­пы Еси­по­ва счи­та­лись Ф. Львов, зна­ме­ни­тая «Фек­лу­ша» и Кузь­ми­на (она по­слу­жи­ла А. И. Гер­це­ну про­то­ти­пом ге­рои­ни по­вес­ти «Со­ро­ка-во­ров­ка»). В 1815 от­крыл­ся те­атр гр. С. М. Ка­мен­ско­го в Ор­ле, так­же пуб­лич­ный, с пла­той за вход – один из са­мых круп­ных про­винц. К. т.: толь­ко в пер­вый год бы­ло по­став­ле­но ок. 100 ко­ме­дий, драм, тра­ге­дий, во­де­ви­лей, опер и ба­ле­тов. Граф ску­пал для сво­ей труп­пы та­лант­ли­вых ак­тё­ров у мн. по­ме­щи­ков, а так­же при­гла­шал на пер­вые ро­ли про­слав­лен­ных «воль­ных» ар­ти­стов (у не­го иг­ра­ли М. С. Щеп­кин и др.). К. т. внёс цен­ный вклад в раз­витие нац. те­ат­раль­но­го иск-ва, со­дей­ст­во­вал его ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию не толь­ко в круп­ных го­ро­дах, но и в про­вин­ции.

Лит.: Го­ли­цын А. Л. Из про­шло­го. Ма­те­риа­лы кре­по­ст­ных по­ме­щичь­их те­ат­ров в Ор­лов­ской гу­бер­нии. Орел, 1901; Дри­зен Н. В. К ис­то­рии кре­по­ст­но­го те­ат­ра // Сто­ли­ца и усадь­ба. 1914. № 12/13; Сах­нов­ский В. Г. Кре­по­ст­ной уса­деб­ный те­атр. Л., 1924; Ев­реи­нов Н. Н. Кре­по­ст­ные ак­те­ры. 2-е изд. Л., 1925; Ка­шин Н. П. Те­атр Н. Б. Юсу­по­ва. М., 1927; Бес­кин Э. Кре­по­ст­ной те­атр. М.; Л., 1927; Ели­за­ро­ва Н. А. Те­ат­ры Ше­ре­ме­те­вых. М., 1944; Го­зен­пуд А. Му­зы­каль­ный те­атр в Рос­сии. От ис­то­ков до Глин­ки. Л., 1959; Ста­ри­ко­ва Л. М. Те­ат­раль­ная жизнь ста­рин­ной Мо­ск­вы. М., 1988; Леп­ская Л. Ре­пер­ту­ар кре­по­ст­но­го те­ат­ра Ше­ре­ме­те­вых. М., 1996; Кра­сов­ская В. Рус­ский ба­лет­ный те­атр от воз­ник­но­ве­ния до се­ре­ди­ны XIX в. 2-е изд. СПб., 2008.

Вернуться к началу