Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МО́РДКИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 102-103

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
М. М. Мордкин в концертном номере «Пьеро».

МО́РДКИН Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич [9(21).12.1880, Мо­ск­ва – 15.7.1944, Мил­брук, штат Нью-Джер­си], рос. и амер. ар­тист ба­ле­та, хореограф, пе­да­гог. Из се­мьи ор­ке­ст­ран­та моск. Боль­шо­го те­ат­ра. Окон­чив в 1900 ба­лет­ное от­де­ле­ние Моск. те­ат­раль­но­го уч-ща (пе­да­гог В. Д. Ти­хоми­ров), за­нял ве­ду­щее по­ло­же­ние в Боль­шом те­ат­ре. Был сто­рон­ни­ком ре­форм А. А. Гор­ско­го, в чьей по­ста­нов­ке «Дон Ки­хо­та» Л. Ф. Мин­ку­са ис­пол­нял спе­ци­аль­но соз­дан­ную для не­го пар­тию Эс­па­ды, а позд­нее и гл. пар­тию – Ба­зи­ля. Сре­ди др. пар­тий в ба­ле­тах Гор­ско­го: Феб («Дочь Гу­ду­лы» А. Ю. Си­мо­на), Нур («Нур и Анит­ра» А. А. Иль­ин­ско­го), Ма­то («Са­лам­бо» А. Ф. Арен­дса). По­сле вы­сту­п­ле­ния во вре­мя Рус­ских се­зо­нов в Па­ри­же 1909 в пар­тии Ре­не де Бо­жан­си («Па­виль­он Ар­ми­ды» Н. Н. Че­реп­ни­на, ба­летм. М. М. Фо­кин) М. стал парт­нё­ром А. П. Пав­ло­вой в га­ст­роль­ных по­езд­ках. В 1910 в США осу­ще­ст­вил и свои пер­вые по­ста­нов­ки, в т. ч. «Азиа­дэ» на сбор­ную му­зы­ку. В 1911, га­ст­ро­ли­руя с собств. труп­пой, по­зна­ко­мил аме­ри­кан­цев с пол­ной мно­го­акт­ной вер­си­ей «Ле­бе­ди­но­го озе­ра» П. И. Чай­ков­ско­го. В 1912 вер­нул­ся в Боль­шой те­атр, вы­сту­пил в но­вых по­ста­нов­ках Гор­ско­го: «Лю­бовь бы­ст­ра!» на му­зы­ку Э. Гри­га (Ры­бак), «Шу­бер­тиа­на» на му­зы­ку Ф. Шу­бер­та (Зон­не­вальд) и «Ев­ни­ка и Пе­тро­ний» на му­зы­ку Ф. Шо­пе­на (Пе­тро­ний). Ста­вил кон­церт­ные но­ме­ра («Италь­ян­ский ни­щий» на му­зы­ку К. Сен-Сан­са, 1913), тан­цы в дра­ма­тич. спек­так­лях: «Мни­мый боль­ной» Моль­е­ра (МХТ, по­ста­нов­ка К. С. Ста­ни­слав­ско­го; 1913), «Са­ло­мея» О. Уай­ль­да (Ка­мер­ный те­атр, по­ста­нов­ка А. Я. Таи­ро­ва; 1917) и др. В 1915–17 по­ста­вил неск. ба­ле­тов в Кие­ве («Цве­ты Гре­на­ды» на му­зы­ку М. Мош­ков­ско­го, и др.). В 1918 из-за кон­флик­та с ру­ко­во­дством Боль­шо­го те­ат­ра по­ки­нул труп­пу, по­свя­тив се­бя сту­дии (ко­то­рую соз­дал в 1914) и га­ст­ро­лям с труп­пой сво­их уче­ни­ков. В 1918–19 ра­бо­тал на Ук­раи­не (пре­им. в Кие­ве): ос­но­вал сту­дию, ста­вил ба­ле­ты, а так­же тан­цы в од­ном из са­мых зна­ме­ни­тых спек­так­лей тех лет – «Ове­чий ис­точ­ник» Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо в по­ста­нов­ке К. А. Мард­жа­ни­шви­ли. В 1920–22 в Тиф­ли­се ор­га­ни­зо­вал ба­лет­ную труп­пу при Опер­ном те­ат­ре, ру­ко­во­дил шко­лой, про­дол­жал ра­бо­тать в ка­че­ст­ве хореографа («Дио­нис» на му­зы­ку А. К. Гла­зу­но­ва, «Кар­на­вал» на сбор­ную му­зы­ку). В 1922 вер­нул­ся в Мо­ск­ву, га­ст­ро­ли­ро­вал по Рос­сии. В 1924 уе­хал в США и по­сле­дую­щие 20 лет про­вёл в Нью-Йор­ке, где соз­дал шко­лу, на ос­но­ве ко­то­рой неск. раз ор­га­ни­зо­вы­вал га­ст­роль­ные кол­лек­ти­вы. В Аме­ри­ке за­явил о се­бе пре­ж­де все­го как пе­да­гог, мно­го ра­бо­тая и с ар­ти­ста­ми дра­мы. По­ста­вил ба­ле­ты: «Зо­ло­тая рыб­ка» на му­зы­ку Н. Н. Че­реп­ни­на (1937), «Тре­пак» на му­зы­ку А. Н. Че­реп­ни­на и «Ве­сен­ние го­ло­са» на му­зы­ку И. Штрау­са (оба 1938) и др. Как тан­цов­щик М. со­хра­нял и раз­ви­вал тра­ди­ции моск. ис­пол­ни­тель­ст­ва, пред­по­ла­гав­ше­го уме­ние вы­сту­пать как в клас­сич., так и ха­рак­тер­ных ро­лях, со­че­тать та­нец с ак­тёр­ской иг­рой. Склон­ный к им­про­ви­за­ции, М. от­ли­чал­ся энер­гич­ной, экс­прес­сив­ной ма­не­рой тан­ца. Он вы­ра­бо­тал но­вый – му­же­ст­вен­ный и ди­на­мич­ный («ге­рои­че­ский») – стиль ис­пол­не­ния, по­лу­чив­ший в даль­ней­шем раз­ви­тие на отеч. сце­не в иск-ве А. Н. Ер­мо­лае­ва, В. М. Ча­бу­киа­ни и др.

Лит.: Су­риц ЕЯ. Ар­тист ба­ле­та М. М. Морд­кин. 2-е изд. М., 2006; Кра­сов­ская ВМ. Рус­ский ба­лет­ный те­атр на­ча­ла ХХ в. 2-е изд. СПб., 2009. Ч. 2: Тан­цов­щи­ки.

Вернуться к началу