Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТРО́В

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 104

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЕТРО́В Ни­ко­лай Ва­силь­е­вич [21.6(3.7).1890, Ека­те­рин­бург – 29.9.1964, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. РСФСР (1945). Из се­мьи гор­но­го ин­же­не­ра. На­чи­нал в 1907 в Во­ло­где как ак­тёр. В 1908–10 учил­ся в ре­жис­сёр­ском клас­се МХТ (ру­ко­во­ди­тель Вл. И. Не­ми­ро­вич-Дан­чен­ко). Ста­вил но­ме­ра в моск. ка­ба­ре «Ле­ту­чая мышь». В 1910–1933 (с пе­ре­ры­ва­ми) в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре (Пет­рогр., за­тем Ле­нингр. ака­де­мич. те­атр дра­мы), с 1928 ди­рек­тор и худ. рук. Сре­ди по­ста­но­вок: «Тот, кто по­лу­ча­ет по­щё­чи­ны» Л. Н. Ан­д­рее­ва (1915), «Как важ­но быть серь­ёз­ным» и «Иде­аль­ный муж» О. Уай­ль­да (обе 1923), «Сар­да­напал» Дж. Бай­ро­на (1924), «Штиль» В. Н. Билль-Бе­ло­цер­ков­ско­го и «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля (обе 1927), «Рель­сы гу­дят» В. М. Кир­шо­на (1930), «Страх» А. Н. Афи­но­ге­но­ва (1931). В БДТ по­ста­вил спек­так­ли: «Си­няя пти­ца» М. Ме­тер­лин­ка, «Две­на­дца­тая ночь» У. Шек­спи­ра, «Рюи Блаз» В. Гю­го (все 1921), «Зем­ля» В. Я. Брю­со­ва (1922). Од­но­вре­мен­но как ре­жис­сёр, ак­тёр и кон­фе­ран­сье под псевд. Ко­ля Пе­тер со­труд­ни­чал с разл. пет­рогр. те­ат­ра­ми и ка­ба­ре («Дом ин­тер­ме­дий», «Бро­дя­чая со­ба­ка», «Воль­ная ко­ме­дия», «Ба­ла­ган­чик»), мю­зик-хол­лом и др. Ра­бо­тал в Пет­ро­за­вод­ске, Ко­ст­ро­ме и др. С 1933 в Харь­ков­ском рус. те­ат­ре [«Ложь» (1933) и «Да­лё­кое» (1935) Афи­но­ге­но­ва, «Чу­жой ре­бё­нок» В. В. Шквар­ки­на (1933), «Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва (1934) и др.]. В 1937 по­ста­вил в Моск. те­ат­ре Ре­во­люции спек­такль «Прав­да» А. Е. Кор­ней­чу­ка. В 1939–48 гл. ре­жис­сёр Моск. те­ат­ра Транс­пор­та («Ко­ме­дия оши­бок» Шек­спи­ра, 1939; «Со вся­ким мо­жет слу­чить­ся» Б. С. Ро­ма­шо­ва, 1940; «Ма­шень­ка» Афи­но­ге­но­ва, 1941; «Же­нить­ба Баль­за­ми­но­ва» А. Н. Ост­ров­ско­го, 1944, и др.). Сре­ди по­ста­но­вок в те­ат­рах Мо­ск­вы: «Ве­ли­кая си­ла» Ро­ма­шо­ва (1947, с К. А. Зу­бо­вым; Ма­лый те­атр; Гос. пр. СССР, 1948), «Ба­ня» В. В. Мая­ков­ско­го (1953, с В. Н. Плу­че­ком и С. И. Ют­ке­ви­чем; Моск. те­атр са­ти­ры), «Иг­рок» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му (1956, Моск. те­атр. им. А. С. Пуш­ки­на), так­же ста­вил спек­так­ли в Бер­ли­не, Со­фии и др. Ост­рая сце­нич. фор­ма со­че­та­лась в ра­бо­тах П. с глу­бо­ким вы­яв­ле­ни­ем со­ци­аль­но­го со­дер­жа­ния пье­сы. С нач. 1910-х гг. пре­по­да­вал: в шко­ле при Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре, Ле­нингр. тех­ни­ку­ме ис­кусств, ГИТИСе (проф. с 1946).

Соч.: Аз­бу­ка те­ат­ра. Л., 1927; Ре­жис­сер чи­та­ет пье­су. Л., 1934; Встре­чи с дра­ма­тур­га­ми. М., 1957; 50 и 500. М., 1960; Ре­жис­сер в те­ат­ре. М., 1961; Пу­ти к твор­че­ст­ву. М., 1963.

Лит.: Зо­лот­ниц­кий Д. И. Зо­ри те­ат­раль­но­го Ок­тяб­ря. М., 1976; Ива­но­ва В. Н. В. Пет­ров в Ак­д­ра­ме // Про­бле­мы тео­рии и прак­ти­ки рус­ской со­вет­ской ре­жис­су­ры. Л., 1978; Пар­нис А. Е., Ти­мен­чик Р. Д. Про­грам­мы «Бро­дя­чей со­ба­ки» // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры. Но­вые от­кры­тия. М., 1983; Ува­ро­ва Е. Д. Эс­т­рад­ный те­атр: ми­ниа­тю­ры, обо­зре­ния, мю­зик-хол­лы. М., 1983; Тих­вин­ская Л. И. Ка­ба­ре и те­ат­ры ми­ниа­тюр в Рос­сии, 1908–1917. М., 1995.

Вернуться к началу