Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛУ́ЧЕК

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 458

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЛУ́ЧЕК Ва­лен­тин Ни­ко­лае­вич [22.8(4.9).1909, Мо­ск­ва – 17.8.2002, там же], рос. ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1974). В 1929 окон­чил ак­тёр­ский, в 1932 – ре­жис­сёр­ский ф-т Гос. те­ат­раль­ных экс­пе­рим. мас­тер­ских (Гэк­те­мас) под рук. В. Э. Мей­ер­холь­да, в 1933–37 ре­жис­сёр-пе­да­гог. С 1929 ак­тёр Те­ат­ра им. Мей­ер­холь­да (Офи­цер – «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля, Ва­ле­ри­ан Сме­та­нич – «Ман­дат» Н. Р. Эрд­ма­на, и др.). В 1930 ас­си­стент Мей­ер­холь­да в ра­бо­те над спек­так­лем «Ба­ня» В. В. Мая­ков­ско­го, сыг­рал в нём Мо­мен­таль­ни­ко­ва и Ре­жис­сё­ра. В 1932 ор­га­ни­зо­вал ТРАМ элек­три­ков, в 1939 (совм. с А. Н. Ар­бу­зо­вым) – Моск. гос. те­ат­раль­ную сту­дию (т. н. Ар­бу­зов­ская сту­дия, в 1941 ре­ор­га­ни­зо­ва­на во фрон­то­вой те­атр), где был од­ним из по­ста­нов­щи­ков пье­сы «Го­род на за­ре», со­чи­нён­ной Ар­бу­зо­вым вме­сте со сту­дий­ца­ми. С 1942 гл. реж. Те­ат­ра Сев. фло­та, где за го­ды Вел. Отеч. вой­ны по­ста­вил: «Дав­ным-дав­но» А. К. Глад­ко­ва, «Па­рень из на­ше­го го­ро­да» К. М. Си­мо­но­ва, «Офи­цер фло­та» А. А. Кро­на, «Бе­лые но­чи» Ю. П. Гер­ма­на, «Ста­рые дру­зья» Л. А. Ма­лю­ги­на, «Бран­ден­бург­ские во­ро­та» М. А. Свет­ло­ва, «Со­ба­ка на се­не» Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо и др. С 1945 гл. реж. Моск. га­ст­роль­но­го те­ат­ра. С 1950 в Моск. те­ат­ре са­ти­ры (воз­глав­лял те­атр в 1957–2000). Осн. на­прав­лен­ность твор­че­ст­ва П. оп­ре­де­ли­лась уже в пер­вой са­мо­сто­ят. по­ста­нов­ке – ве­че­ре клас­сич. рус. са­ти­ры «Стра­ни­цы ми­нув­ше­го» по про­из­ве­де­ни­ям М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на, Го­го­ля, И. С. Тур­ге­не­ва (1953). В го­ды борь­бы за реа­би­ли­та­цию и воз­вра­ще­ние име­ни Мей­ер­холь­да осо­бое зна­че­ние для П. име­ли по­ста­нов­ки пьес Мая­ков­ско­го: «Ба­ня» (с Н. В. Пет­ро­вым и С. И. Ют­ке­ви­чем, 1953; 2-я ред. – 1967), «Клоп» (с Ют­ке­ви­чем, 1955), «Ми­с­те­рия-Буфф» (1957). Со­бы­тия­ми те­ат­раль­ной и об­ществ. жиз­ни Мо­ск­вы ста­ли спек­так­ли: «А был ли Иван Ива­но­вич?» (1957) и «Да­мок­лов меч» (1959) Н. Хик­ме­та, «Тёр­кин на том све­те» А. Т. Твар­дов­ско­го (1966), «Са­мо­убий­ца» Эрд­ма­на (1982, за­пре­щён, вос­ста­нов­лен в 1987). Пуб­ли­ци­стич. ост­ро­та от­ли­ча­ла спек­так­ли: «У вре­ме­ни в пле­ну» А. П. Штей­на (1970), «Пе­на» С. В. Ми­хал­ко­ва (1975, Гос. пр. РСФСР, 1977), «Ре­монт» М. М. Ро­щи­на (1975), «Бег» М. А. Бул­га­ко­ва (1977), «Мы, ни­же­под­пи­сав­шие­ся» А. И. Гель­ма­на (1979), «Гнез­до глу­ха­ря» В. С. Ро­зо­ва (1980). В луч­ших по­ста­нов­ках П. склон­ность к гро­те­ску и ед­кой са­ти­ре со­че­та­лась с глу­бо­ким ли­риз­мом: «Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца» Б. Шоу (1962), «Ин­тер­вен­ция» Л. И. Сла­ви­на (1967), «Бе­зум­ный день, или Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­марше (1969), «Ре­ви­зор» Го­го­ля (1972, 1998), «Трёх­гро­шо­вая опе­ра» Б. Брех­та и К. Вай­ля (1980). Юмо­ром, тем­пе­ра­мен­том, ма­жор­ны­ми по внутр. струк­ту­ре ре­ше­ния­ми от­ли­ча­лись ко­ме­дии: «Жен­ский мо­на­стырь» В. А. Ды­хо­вич­но­го и М. Р. Сло­бод­ско­го (1964), «Таб­лет­ку под язык» А. Е. Ма­ка­ён­ка (1972), «Ма­лень­кие ко­ме­дии боль­шо­го до­ма» А. М. Ар­ка­но­ва и Г. И. Го­ри­на (1973), «Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой» У. Шек­спи­ра (1994) и др.

Соч.: На сце­не – Мая­ков­ский. М., 1962.

Лит.: Ка­ли­тин Н. Вме­сте с Мая­ков­ским // Спек­так­ли этих лет. М., 1957; Мо­с­ков­ский те­атр са­ти­ры. Аль­бом. М., 1986.

Вернуться к началу