Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РУ́ССКИЙ БАЛЕ́Т ДЯ́ГИЛЕВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 62-63

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц

РУ́ССКИЙ БАЛЕ́Т ДЯ́ГИЛЕВА (Les Ballets Russes de Diaghilev), труп­па, соз­дан­ная в 1911 С. П. Дя­ги­ле­вым на ос­но­ве Рус­ских се­зо­нов. Ба­зи­ро­вал­ся в Мон­те-Кар­ло, га­ст­ро­ли­ро­вал по Ев­ро­пе. В Р. б. Д. уча­ст­во­ва­ли ба­лет­мей­сте­ры и тан­цов­щи­ки: М. М. Фо­кин, Л. Ф. Мя­син, В. Ф. Ни­жин­ский, Б. Ф. Ни­жин­ская, Дж. Ба­ланчин, Т. П. Кар­са­ви­на, М. Ф. Кше­син­ская, О. А. Спе­сив­це­ва, А. Д. Да­ни­ло­ва, А. Мар­ко­ва, С. Ли­фарь и др.; ху­дож­ни­ки: А. Н. Бе­нуа, Л. С. Бакст, Н. К. Ре­рих, М. Ф. Ла­рио­нов, Н. С. Гон­ча­ро­ва, П. Пи­кас­со, А. Ма­тисс и др. Сре­ди по­ста­но­вок: ба­ле­ты И. Ф. Стра­вин­ско­го («Пет­руш­ка», 1911; «Вес­на свя­щен­ная», 1913; «Сва­деб­ка», 1923; «Апол­лон Му­са­гет», 1928), К. Де­бюс­си («По­сле­по­лу­ден­ный от­дых фав­на», 1912; «Иг­ры», 1913), Э. Са­ти («Па­рад», 1917), С. С. Про­кофь­е­ва («Сталь­ной скок», 1927; «Блуд­ный сын», 1929). Со смер­тью Дя­ги­ле­ва в 1929 труп­па пре­кра­ти­ла су­ще­ст­во­ва­ние, дав им­пульс к воз­ник­но­ве­нию на её ба­зе в нач. 1930-х гг. др. рус. ба­лет­ных трупп: «Бал­ле рюс де Мон­те-Кар­ло», «Бал­ле рюс дю ко­ло­нель де Ба­зиль», «Бал­ле 1933».

Роль Р. б. Д. в ис­то­рии хо­рео­гра­фии ог­ром­на. Вы­рос­ший из Рус. се­зо­нов 1908–10, он на­чал своё су­ще­ст­во­ва­ние в пе­ри­од, ко­гда ба­лет­ный те­атр Ев­ро­пы на­хо­дил­ся в упад­ке. Про­сла­вив рус. мас­те­ров, Р. б. Д. од­но­вре­мен­но по­ка­зал За­па­ду пу­ти раз­ви­тия собств. воз­мож­но­стей, все­мер­но со­дей­ст­вуя воз­ро­ж­де­нию ба­ле­та во всём ми­ре. На­ча­лось это воз­ро­ж­де­ние с ос­вое­ния идей «но­во­го» (в ду­хе «Ми­ра ис­кус­ст­ва») ба­ле­та, вос­при­ятия тех форм, ко­то­рые бы­ли пред­ло­же­ны во вре­мя Рус. се­зо­нов и в пер­вые го­ды су­ще­ст­во­ва­ния Р. б. Д. По­все­ме­ст­но ста­ли скла­ды­вать­ся са­мо­сто­ят. ба­лет­ные кол­лек­ти­вы вме­сто ба­лет­ных трупп при опер­ных те­ат­рах, как бы­ло при­ня­то ранее. Осн. ти­пом спек­так­ля стал од­но­акт­ный ба­лет, ре­шён­ный в еди­ной сти­ли­сти­ке, пред­по­ла­гаю­щий ак­тив­ное со­труд­ни­че­ст­во ба­лет­мей­сте­ра, ком­по­зи­то­ра, ху­дож­ни­ка. Ог­ром­ное вни­ма­ние ста­ло уде­лять­ся му­зы­ке. Дя­ги­ле­ву при­над­ле­жа­ла честь от­кры­тия для ба­ле­та та­ких ком­по­зи­то­ров, как И. Ф. Стра­вин­ский и С. С. Про­кофь­ев, он за­ка­зы­вал му­зы­ку М. Ра­ве­лю, Р. Штрау­су, ком­по­зи­то­рам «Шес­тёр­ки». Воз­рос­ший ин­те­рес ком­по­зи­то­ров к ба­лет­ной му­зы­ке при­вёл к соз­да­нию во мно­гих стра­нах вы­даю­щих­ся ба­лет­ных пар­ти­тур. Од­но­вре­мен­но пло­до­твор­ной ока­за­лась прак­ти­ка со­чи­не­ния ба­ле­тов на не пред­на­зна­чен­ную для тан­ца му­зы­ку, что по­сте­пен­но ста­ло од­ним из осн. ме­то­дов ра­бо­ты хорео­гра­фов на За­па­де. Ог­ром­ное влия­ние ока­за­ли спек­так­ли Р. б. Д. на сце­ногра­фию. Рус. ху­дож­ни­ки про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ли со­вер­шен­но но­вый под­ход к де­ко­ра­ци­он­но­му иск-ву, ос­но­ван­ный на прин­ци­пе син­те­за: сце­но­гра­фия ста­ла ча­стью сце­нич. дей­ст­вия, в не­ко­то­рых слу­ча­ях да­же оп­ре­де­ляю­щей. Ре­зуль­та­том по­ли­ти­ки Дя­ги­ле­ва был при­ход в те­атр франц. ху­дож­ни­ков-стан­ко­вис­тов. Бла­го­да­ря Р. б. Д. тра­ди­ции рус. ба­ле­та ста­ли рас­про­стра­нять­ся по все­му ми­ру, дав тол­чок к по­все­ме­ст­но­му ос­вое­нию шко­лы клас­сич. тан­ца. По­сте­пен­но в ка­ж­дой стра­не ба­лет и клас­сич. та­нец ста­но­ви­лись яв­ле­ни­ем нац. иск-ва. Р. б. Д. сыг­рал свою роль и в при­об­ще­нии зри­те­ля за ру­бе­жом к рус. клас­сич. на­сле­дию. Не­смот­ря на пре­об­ла­да­ние по­ста­но­вок совр. рус. хо­рео­гра­фов, труп­па име­ла в ре­пер­туа­ре в отд. пе­рио­ды так­же «Ле­бе­ди­ное озе­ро» и «Спя­щую кра­са­ви­цу» П. И. Чай­ков­ско­го и др. Бла­го­да­ря Р. б. Д. рус. клас­си­ка 19 в. за­ня­ла проч­ное ме­сто в ре­пер­туа­ре мн. зап.-ев­роп. кол­лек­ти­вов. Ба­лет был реа­би­ли­ти­ро­ван как ис­кус­ст­во, став эс­те­тич. си­лой, воз­дей­ст­во­вав­шей на са­мые раз­ные об­лас­ти куль­ту­ры.

Лит.: Gontcharova N., Larionov M., Vorms P. Les Ballets Russes: S. de Diaghilew et la décoration théâtrale. Belvès, 1955; Вер­ши­ни­на И. Ран­ние ба­ле­ты Стра­вин­ско­го. М., 1967; Ко­са­че­ва Р. О му­зы­ке за­ру­беж­но­го ба­ле­та (1917–1939). М., 1984; The Art of enchantment. Diaghilev’s Ballets Russes, 1909–1929. N. Y., 1988; А. Н. Бе­нуа и С. П. Дя­ги­лев. Пе­ре­пис­ка (1893–1928). СПб., 2003; Ли­фарь С. Дя­ги­лев и с Дя­ги­ле­вым. М., 2005; Ле­вин­сон А. Ста­рый и но­вый ба­лет. Мас­те­ра ба­ле­та. СПб. [и др.], 2009; Га­ра­фо­ла Л. Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва. Пермь, 2009; Jones S. Litera­ture, modernism, and dance. Oxf., 2013. См. так­же лит. при статьях Дя­ги­лев С. П. и Рус­ские се­зо­ны.

Вернуться к началу