Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУЛЕРЖИ́ЦКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 412

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СУЛЕРЖИ́ЦКИЙ Ле­о­польд (Лев Ле­о­польд Ма­рия) Ан­то­но­вич [15(27).11.1872, Жи­то­мир – 17(30).12.1916, Мо­ск­ва], рос. об­ще­ст­вен­ный и те­ат­раль­ный дея­тель, ре­жис­сёр. В 1894 ис­клю­чён с 5-го кур­са МУЖВЗ за «про­ти­во­на­чаль­ст­вен­ные» вы­сту­п­ле­ния. Ски­тал­ся, слу­жил мат­ро­сом на су­дах даль­не­го пла­ва­ния, пе­ре­про­бо­вал мно­же­ст­во про­фес­сий. В 1896 за от­каз от при­ся­ги при при­зы­ве на во­ен. служ­бу со­слан в кре­пость Куш­ка. Ос­во­бо­див­шись в 1898, ор­га­ни­зо­вы­вал по по­ру­че­нию Л. Н. Тол­сто­го пе­ре­се­ле­ние в Ка­на­ду ду­хо­бор­цев. Тес­ная друж­ба свя­зы­ва­ла С. с А. П. Че­хо­вым и М. Горь­ким, че­рез ко­то­рых он сбли­зил­ся с МХТ, став с сер. 1900-х гг. ре­жис­сё­ром, по­мощ­ни­ком К. С. Ста­ни­слав­ско­го. В со­дру­же­ст­ве со Ста­ни­слав­ским по­ста­вил «Дра­му жиз­ни» К. Гам­су­на и «Жизнь Че­ло­ве­ка» Л. Н. Ан­д­рее­ва (оба 1907); со Ста­ни­слав­ским и И. М. Мо­ск­ви­ным – «Си­нюю пти­цу» М. Ме­тер­лин­ка (1908); с Г. Э. Г. Крэ­гом и Ста­ни­слав­ским – «Гам­ле­та» У. Шек­спи­ра (1911). Это бы­ли этап­ные спек­так­ли в хо­де раз­ра­бот­ки Ста­ни­слав­ско­го сис­те­мы, ак­тив­ным по­пу­ля­ри­за­то­ром и пре­по­да­ва­те­лем ко­то­рой стал С. Вме­сте с Е. Б. Вах­тан­го­вым по­ста­вил «Си­нюю пти­цу» по ми­зан­сце­нам МХТ в па­риж­ском Те­ат­ре Ре­жан (1911). Наи­бо­лее яр­ко ор­га­ни­за­тор­ский и пе­да­го­гич. та­лант С. рас­крыл­ся в 1-й сту­дии МХТ (соз­да­на в 1912 по его ини­циа­ти­ве). По­став­лен­ные под влия­ни­ем его этич. и ху­дож. прин­ци­пов раз­ны­ми ре­жис­сё­ра­ми спек­так­ли [«Ги­бель "На­де­ж­ды"» Г. Гейер­ман­са и «Празд­ник ми­ра» Г. Га­упт­ма­на (оба 1913), «Свер­чок на пе­чи» по Ч. Дик­кен­су и «Ка­ли­ки пе­ре­хо­жие» В. М. Воль­кен­штей­на (оба 1914), «По­топ» Х. Бер­ге­ра (1915)] не ус­ту­па­ли по ре­зо­нан­су пре­мье­рам МХТ. Тон­чай­шие дви­же­ния ду­ши, под­тек­сты, скры­тые в под­соз­на­нии тя­го­те­ния и ком­плек­сы пе­ре­да­ва­лись сту­дий­ца­ми с про­ник­но­вен­но­стью и пол­но­той пе­ре­во­пло­ще­ния. В этих спек­так­лях фор­ми­ро­ва­лось да­ро­ва­ние Вах­тан­го­ва, М. А. Че­хо­ва, Р. В. Бо­ле­слав­ско­го, А. Д. Ди­ко­го, С. Г. Бир­ман, С. В. Гиа­цин­то­вой и др.

Соч.: В Аме­ри­ку с ду­хо­бо­ра­ми. М., 1905.

Лит.: Л. А. Су­лер­жиц­кий. М., 1970; Osińs­ka K. Klasztory i laboratoria: rosyjskie studia teatralne: Stanisławski, Meyerhold, Sulerżycki, Wachtangow. Gdańsk, 2003; По­ля­ко­ва Е. Те­атр Су­лер­жиц­ко­го: эти­ка, эс­те­ти­ка, ре­жис­су­ра. М., 2006.

Вернуться к началу