ТАЛЬМА́
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАЛЬМА́ (Talma) Франсуа Жозеф [15 (по др. данным, 16).1.1763, Париж – 19.10.1826, там же], франц. актёр. Сын дантиста. Дебютировав на сцене «Комеди Франсез» в 1787 в роли Сеида («Магомед» Вольтера), заявил о себе как о продолжателе традиций А. Л. Лекена. В творчестве Т. отразились глубочайшие социальные и худож. перемены эпохи Великой французской революции и наполеоновских войн. Актёр чутко воспринял идеи Ж. Л. Давида, под влиянием которого использовал на сцене историч. и этнографич. костюмы, портретные гримы. Скандал на спектакле «Брут» Вольтера, когда Т. в роли Прокула вышел на сцену в телесном трико и античной тунике вместо стилизованного придворного костюма, обозначил разрыв между традиц. условным стилем театра и новаторскими устремлениями актёра. Большое внимание уделял историч. обусловленности характера персонажа, влияющей на психологич. тип личности. Прославился ролью Карла IX в одноим. трагедии М. Ж. Шенье в 1789, создав психологически правдивый и сложный образ, который заставлял современников задуматься о роли короля в истории. Этот спектакль расколол труппу Театра Нации (так после революции стал называться театр «Комеди Франсез») на «чёрную эскадру» сторонников монархии и «красную эскадру», которая во главе с Т. ушла в помещение на ул. Ришельё и создала Театр Республики. Наблюдая близко трибунов революции (дружил с Маратом и Наполеоном Бонапартом), Т. ужаснулся революц. террору и чудом избежал гильотины в 1793, проходя по делу депутатов-жирондистов. В 1799 вернулся во вновь объединившуюся труппу «Комеди Франсез», выступив в роли Родриго («Сид» П. Корнеля). Гл. место в репертуаре заняли Отелло, Макбет, Гамлет в одноим. трагедиях У. Шекспира (в переделке Ж. Ф. Дюси), в которых он выступил первым среди франц. актёров. Среди др. ролей: Орест («Андромаха» Ж. Расина), Манлий («Манлий Капитолийский» А. Лафоса). В период Реставрации гастролировал в Великобритании, Бельгии, Голландии; Людовик XVIII назначил ему огромную ежегодную пенсию, и Т. вернулся в Париж. В ролях Эдипа, Суллы в одноим. трагедиях Этьенна де Жуи проявились черты романтизма. Для Т. молодой В. Гюго написал пьесу «Кромвель», предисловие к которой стало манифестом романтизма во франц. театре, но актёр умер, не успев сыграть в ней. В последние годы жизни занимался театральной педагогикой. Ему принадлежат теоретич. труды об иск-ве актёра.