Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИМПЕРА́ТОРСКИЕ ТЕА́ТРЫ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Старикова
«Большой театр в С.-Петербурге». Раскрашенная гравюра. Неизвестный художник. Кон. 1810-х – нач. 1820-х гг.

ИМПЕРА́ТОРСКИЕ ТЕА́ТРЫ, рос. те­ат­ры, на­хо­див­шие­ся под не­по­сред­ст­вен­ным под­чи­не­ни­ем и по­кро­ви­тель­ст­вом имп. дво­ра и на его со­дер­жа­нии. К ним от­но­си­лись при­двор­ные и пуб­лич­ные те­ат­ры. Пер­вый при­двор­ный те­атр по­явил­ся в 1672 при дво­ре ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча (про­су­ще­ст­во­вал до 1676). Пер­вый пуб­лич­ный те­атр от­крыт при ца­ре Пет­ре I в Мо­ск­ве в 1702 (су­ще­ст­во­вал до 1707). В 1720-х гг. при дво­ре был за­ве­дён зна­чит. штат му­зы­кан­тов, в кон. 1731 в Мо­ск­ву бы­ла вы­пи­сана итал. труп­па. В сер. 1730-х гг. все при­двор­ные ар­ти­сты – ко­ме­дий­ные, ин­тер­ме­дий­ные, опер­ные и ба­лет­ные – объ­е­ди­ни­лись под назв. «Италь­ян­ская ком­па­ния» (не все бы­ли италь­ян­ца­ми, но в осн. «из ино­зем­цев»). В 1740 на со­дер­жа­нии имп. дво­ра око­ло го­да на­хо­ди­лась нем. ко­медий­ная труп­па под рук. К. Ней­бер, а в 1742 ко дво­ру вы­пи­са­ли «Фран­цуз­скую ко­ме­дию». По­сте­пен­но в «Италь­ян­скую ком­па­нию» ста­ли про­ни­кать и отеч. ис­пол­ни­те­ли: в 1738 бы­ла за­ве­де­на пер­вая рус. тан­це­валь­ная шко­ла и по­яви­лась рус. ба­лет­ная труп­па. 30.8(10.9).1756 был уч­ре­ж­дён «Рус­ский для пред­став­ле­ния тра­ге­дий и ко­ме­дий те­атр», по­ло­жив­ший на­ча­ло нац. проф. дра­ма­тич. иск-ву (и не­пре­рыв­но­му су­ще­ст­вова­нию имп. пуб­лич­но­го те­ат­ра). Раз­ли­чие при­двор­ных и пуб­лич­ных И. т. со­стоя­ло в том, что при­двор­ные, на­хо­дясь в пол­ном под­чи­не­нии имп. дво­ра, да­ва­ли спек­так­ли пре­ж­де все­го для уз­ко­го, при­двор­но­го кру­га зри­те­лей. Ино­гда в при­двор­ный те­атр до­пус­ка­лись и про­стые дво­ря­не, а в осо­бых слу­ча­ях и «знат­ное ку­пе­че­ст­во», при этом обя­за­тель­но со­блю­дал­ся при­двор­ный це­ре­мо­ни­аль­ный эти­кет: фор­ма оде­ж­ды, раз­ме­ще­ние зрите­лей со­от­вет­ст­вен­но ран­гам и пр. В пуб­лич­ные же И. т. за день­ги име­ли дос­туп поч­ти все со­сло­вия. И. т. на­хо­ди­лись на ма­те­ри­аль­ном обес­пе­че­нии каз­ны: ак­тёрам и другим слу­жи­те­лям вы­пла­чи­ва­ли га­ран­ти­рованное жа­ло­ва­нье, спек­так­ли ра­зыг­ры­ва­лись в по­ме­ще­нии, при­над­ле­жав­шем каз­не. Но не­смот­ря на это, су­ще­ст­во­ва­ние пер­во­го русского пуб­лич­но­го И. т. бы­ло очень труд­ным и с ма­те­ри­аль­ной, и с ор­га­ни­зационной сто­роны. Вслед­ст­вие это­го пер­вый ди­рек­тор те­ат­ра А. П. Су­ма­ро­ков до­бил­ся в 1759 пе­ре­во­да его в при­двор­ное ве­дом­ст­во (со все­ми осо­бен­но­стя­ми дея­тель­но­сти при­двор­но­го те­ат­ра, т. е. ог­ра­ни­че­ни­ем кру­га зри­те­лей, оп­ре­де­лён­ной ре­пер­ту­ар­ной по­ли­ти­кой, стро­гой под­чи­нён­но­стью при­двор­ной жиз­ни и т. п., но при этом «пар­ти­ку­ляр­ных смот­ри­те­лей» ве­ле­но бы­ло «впредь впус­кать без­де­неж­но»).

В 1766 имп. Ека­те­ри­на II уч­ре­ди­ла Ди­рек­цию И. т., объ­е­ди­нив­шую все при­двор­ные труп­пы и ор­ке­ст­ры под на­ча­лом ди­рек­то­ра И. П. Ела­ги­на, ко­то­рый раз­ра­бо­тал «Стат всем к те­ат­рам, и к ка­мер, и к баль­ной му­зы­ке при­над­ле­жа­щим лю­дям». В этот пер­вый «Стат» во­шли: опе­ра и ка­мер­ная му­зы­ка, ба­лет, баль­ная му­зы­ка, франц. те­атр, рос. те­атр, при­над­ле­жа­щие к те­ат­ру лю­ди и мас­те­ро­вые. Срок обя­за­тель­ной служ­бы осн. ка­те­го­ри­ям ар­ти­стов ус­та­нав­ли­вал­ся 10 лет, по­сле че­го они мог­ли вы­хо­дить на пен­сию (но она по­ла­га­лась не всем ак­тё­рам и ут­вер­жда­лась имп. ка­би­не­том). При ор­ке­ст­ре, ба­лет­ной и рос. труп­пах су­ще­ст­во­ва­ли уче­ни­ки. В 1779 ди­рек­то­ром И. т. на­зна­чен В. И. Би­би­ков. В 1782 бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка ре­ор­га­ни­зо­вать управ­ле­ние И. т., по­сколь­ку де­фи­цит в бюд­же­те Ди­рек­ции дос­тиг зна­чит. раз­ме­ров. В свя­зи с этим в 1783 в С.-Пе­тер­бур­ге вме­сто Ди­рек­ции был соз­дан Ко­ми­тет, управ­ляю­щий зре­ли­ща­ми и му­зы­кой, с кол­ле­ги­аль­ной фор­мой управ­ле­ния. В это вре­мя в С.-Пе­тер­бур­ге су­щест­во­ва­ли те­ат­ры трёх ти­пов: Эр­ми­таж­ный – за­кры­тый при­двор­ный те­атр; Боль­шой (Ка­мен­ный) – пуб­лич­ный при­двор­ный, в ко­то­ром про­хо­ди­ли бес­плат­ные спек­так­ли, ку­да пуб­ли­ка по­па­да­ла, как и рань­ше, по би­ле­там от При­двор­ной кон­то­ры и раз­ме­ща­лась «по ран­гам» (здесь же ино­гда да­ва­ли спек­так­ли «для на­ро­да за день­ги», как в гор. те­ат­ре); Ма­лый (Де­ре­вян­ный) те­атр на Ца­ри­цы­ном лу­гу – пуб­лич­ный гор. те­атр (но под­чи­нён­ный Ко­ми­те­ту), ку­да зри­те­ли по­па­да­ли «за день­ги», по­ку­пая би­ле­ты. В нач. 1784 бы­ли раз­ра­бо­та­ны «Уза­ко­не­ния Ко­ми­те­та для при­над­ле­жа­щих к При­двор­но­му те­ат­ру», со­дер­жа­щие 16 пунк­тов, боль­шин­ст­во из ко­то­рых от­но­си­лось к ак­тё­рам. Ого­ва­ри­ва­лось, сколь­ко дней и не­дель да­ёт­ся на изу­че­ние боль­шой и ма­лой ро­лей, сколь­ко «проб» уст­раи­вать пье­сам, как и чем штра­фо­вать за не­яв­ку и опо­зда­ние на про­бы и спек­так­ли, ка­кое пла­тье долж­но быть у ак­тё­ра своё, а ка­кое – из те­ат­раль­ной кла­до­вой, и т. д. В 1786 Ко­ми­тет был за­ме­нён Глав­ной ди­рек­ци­ей над зре­ли­ща­ми и му­зы­кой во гла­ве с ди­рек­то­ром С. Ф. Стре­ка­ло­вым; в 1791–1799 эту долж­ность за­ни­мал Н. Б. Юсу­пов, в 1799 – Н. П. Ше­ре­ме­тев (см. в ст. Ше­ре­ме­те­вы), в 1799–1819 – Л. Н. На­рыш­кин (см. в ст. На­рыш­ки­ны). В 1805 по­сле по­жа­ра моск. Пет­ров­ско­го те­ат­ра, ко­гда Мо­ск­ва ос­та­лась без пуб­лич­но­го те­ат­ра, а труп­па – без зда­ния и средств к су­ще­ст­во­ва­нию, На­рыш­кин по­дал вы­со­чай­шее хо­да­тай­ст­во о при­со­еди­не­нии Моск. те­ат­ра к имп. Ди­рек­ции.

Обложка программы спектакля в день открытия Большого театра в Москве. 1825.

В 1806 в Мо­ск­ве был уч­ре­ж­дён И. т., на­хо­див­ший­ся в ве­де­нии об­щей с.-пе­терб. Ди­рек­ции. К ста­рой труп­пе Пет­ров­ско­го те­ат­ра при­чис­ли­ли но­вых ак­тё­ров, в осн. из кре­по­ст­ных, ку­п­лен­ных у их хо­зя­ев (в ча­ст­но­сти, у А. Е. Сто­лы­пи­на), а для спек­так­лей был арен­до­ван дом Паш­ко­ва (на уг­лу Боль­шой Ни­кит­ской и Мо­хо­вой улиц). В нач. 1808 бы­ло от­строе­но но­вое зда­ние И. т. в Мо­ск­ве на Ар­бат­ской пл.; от­кры­та Те­ат­раль­ная шко­ла; в авг. 1808 под­пи­сан «Штат мо­с­ков­ско­го им­пе­ра­тор­ско­го те­ат­ра» и уч­ре­ж­де­на Кон­то­ра. В 1823 моск. Ди­рек­ция И. т. бы­ла от­де­ле­на от с.-пе­тер­бург­ской и пе­ре­да­на в ве­де­ние моск. ген.-гу­бер­на­то­ра, а в 1824 вновь ус­та­нов­ле­на об­щая Ди­рек­ция И. т. для обе­их сто­лиц с под­чи­не­ни­ем Мин-ву имп. дво­ра. В 1824 был от­крыт Ма­лый, а в 1825 Боль­шой те­ат­ры в Мо­ск­ве. В 1839 вве­де­но но­вое По­ло­же­ние об ар­ти­стах им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров, оп­ре­де­лив­шее их проф., ма­те­ри­аль­ное и со­ци­аль­ное по­ло­же­ние, сис­те­му по­ощ­ре­ний и на­ка­за­ний, а так­же но­вую сис­те­му вы­пла­ты пен­сии, ко­то­рая те­перь по­ла­га­лась: рус. под­дан­ным – за 20-лет­нюю бес­по­роч­ную служ­бу, а ино­стран­цам – за 10-лет­нюю. С 1881 под­готав­ли­ва­лись ре­фор­мы в те­ат­раль­ном ве­дом­ст­ве. В од­ну из ко­мис­сий «по ис­кус­ст­вен­ной час­ти» во­шли вид­ные те­ат­раль­ные дея­те­ли: А. Н. Ост­ров­ский, Д. В. Авер­ки­ев, А. А. По­те­хин, Э. Ф. На­прав­ник и др.

В 1882 про­изо­шёл ряд пре­об­ра­зо­ва­ний: 24 мар­та (5 апр.) под­пи­сан имп. Указ об от­ме­не мо­но­по­лии И. т. в сто­ли­цах, где сво­бо­да ча­ст­ной те­ат­раль­ной ан­тре­при­зы до это­го до­пус­ка­лась лишь в ис­клю­чит. слу­ча­ях и об­ла­га­лась боль­шим сбо­ром в поль­зу Ди­рек­ции И. т. В са­мих И. т. был ус­та­нов­лен но­вый «Штат», из­ме­не­на сис­те­ма оп­ла­ты и воз­на­гра­ж­де­ния ар­ти­стов, пре­ду­смот­ре­но об­нов­ле­ние мон­ти­ро­воч­ной час­ти и под­ня­тие ху­дож. уров­ня «об­ста­нов­ки» пьес, ус­та­нов­ле­ны пра­ви­ла рас­смот­ре­ния пьес; соз­дан Те­ат­раль­но-лит. к-т (с дву­мя от­де­ле­ния­ми – мо­с­ков­ским и с.-пе­тер­бург­ским) и др. В 1886 за­ве­дую­щим ре­пер­туа­ром моск. И. т. был на­зна­чен А. Н. Ост­ров­ский, стре­мив­ший­ся вы­вес­ти моск. Ди­рек­цию из-под управ­ле­ния с.-пе­тер­бург­ской. В 1888 вы­шло По­ло­же­ние об имп. те­ат­раль­ных учи­ли­щах: в ка­ж­дой сто­ли­це бы­ли уч­ре­ж­де­ны те­ат­раль­ные учи­ли­ща с ба­лет­ным от­де­ле­ни­ем, дра­ма­тич. кур­са­ми и опер­ны­ми клас­са­ми. В нач. 20 в. к И. т. от­но­си­лись: в С.-Пе­тер­бурге – Алек­сан­д­рин­ский, Ма­ри­ин­ский и Ми­хай­лов­ский те­ат­ры; в Мо­ск­ве – Боль­шой, Ма­лый, а так­же Но­вый те­атр (1898–1907). Об­щий пер­со­нал И. т. к это­му вре­ме­ни со­став­лял 3 тыс. чел.; бюд­жет пре­вы­шал 4 млн. руб. в год. Долж­ность ди­рек­то­ра И. т. за­ни­ма­ли: А. А. Май­ков (1821–25), С. С. Га­га­рин (1829–33; см. в ст. Га­га­ри­ны), А. М. Ге­де­о­нов (1834–58), А. И. Са­бу­ров (1858–1862), С. А. Ге­де­о­нов (1867–75), И. А. Все­во­лож­ский (1881–99), С. М. Вол­кон­ский (1899–1901), В. А. Те­ля­ков­ский (1901–17). По­сле 1917 И. т. во­шли в об­щую сис­те­му гос. те­ат­ров.

Лит.: Та­не­ев С. В. Из про­шло­го им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. СПб., 1885. Вып. 1; Ар­хив ди­рек­ции им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. СПб., 1892; Еже­год­ник им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. Се­зон 1891–1892. СПб., 1893; Дри­зен Н. В. Сто­пя­ти­де­ся­ти­ле­тие им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. СПб., 1906; По­го­жев В. П. Сто­ле­тие ор­га­ни­за­ции им­пе­ра­тор­ских мо­с­ков­ских те­ат­ров. СПб., 1906–1908. Т. 1–3; Те­ля­ков­ский В. А. Им­пе­ра­тор­ские те­ат­ры и 1905 год. Л., 1926; он же. Вос­по­ми­на­ния. Л.; М., 1965; он же. Днев­ни­ки ди­рек­то­ра им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. 1898–1901. Мо­ск­ва. М., 1998; он же. Днев­ни­ки ди­рек­то­ра им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. 1901–1903. Санкт-Пе­тер­бург. М., 2002; он же. Днев­ни­ки ди­рек­то­ра им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. 1903–1906. Санкт-Пе­тер­бург. М., 2006.

  • ИМПЕРА́ТОРСКИЕ ТЕА́ТРЫ рос. театры, находившиеся под непосредственным подчинением и покровительством имп. двора и на его содержании (2008)
Вернуться к началу