Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́РБА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 31

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БА́РБА (Barba) Эуд­же­нио (р. 29.10.1936, Брин­ди­зи, Ита­лия), итал. ре­жис­сёр, пе­да­гог. В сер. 1950-х гг. эмиг­ри­ро­вал в Нор­ве­гию, по­сту­пил в ун-т Ос­ло. С 1960 учил­ся в вар­шав­ской Те­ат­раль­ной шко­ле. В 1962–64 ста­жёр и ас­си­стент Е. Гро­тов­ско­го в «Те­ат­ре-ла­бо­ра­то­рии 13 ря­дов» (г. Опо­ле). По воз­вра­ще­нии в Нор­ве­гию в 1964 ос­но­вал «Один-те­атр», в 1966 пере­ехав­ший в Да­нию (г. Холь­стеб­ро) и по­лу­чив­ший ста­тус те­ат­ра-ла­бо­ра­то­рии. Сре­ди по­ста­но­вок: «Ор­ни­то­фил» (1965), «Кас­па­риа­на» (1967), «Кни­га тан­цев» (1974), «При­ди, и день бу­дет наш» (1976), «Пе­пел Брех­та» (1982), «Та­ла­бот» (1988), «За­мок Холь­стеб­ро» (1990), «Ми­фы» (1998). Боль­шое зна­че­ние Б. при­да­ёт те­ат­раль­ной пе­да­го­ги­ке, фи­зич. и во­каль­но­му тре­нин­гу ак­тё­ра–тан­цо­ра–пев­ца; соз­дал собств. сис­те­му, син­те­зи­руя опыт Гро­тов­ско­го, К. С. Ста­ни­слав­ско­го, В. Э. Мей­ер­холь­да, Б. Брех­та, Ф. Дель­сар­та и Э. Дек­ру, опи­ра­ясь на тра­ди­ции кит. опе­ры, япон. те­ат­ра ка­бу­ки, инд. те­ат­ра ка­так­ха­ли и др. вост. школ. В цен­тре вни­ма­ния Б. – био­ло­гич. при­ро­да ак­тё­ра как ба­зис для фор­ми­ро­ва­ния все­воз­мож­ных ак­тёр­ских школ, уме­ние в со­вер­шен­ст­ве вла­деть энер­ги­ей те­ла и соз­на­ния. По его мне­нию, важ­ней­шим ин­ст­ру­мен­том ак­тё­ра яв­ля­ет­ся те­ло как но­си­тель куль­тур­ных ко­дов. «Один-те­атр» вы­пус­ка­ет обу­чаю­щие филь­мы, ме­то­дич. из­да­ния, про­во­дит на­уч. се­ми­на­ры. Под ло­зун­гом «третье­го те­ат­ра», воз­ник­шим на вол­не мо­ло­дёж­но­го дви­же­ния 1960-х гг. и при­зы­вов к ра­ди­каль­ной те­ат­раль­ной ре­во­лю­ции, Б. стре­мил­ся объ­е­ди­нить кол­лек­ти­вы, не при­мы­кав­шие ни к тра­ди­ци­он­ным, ни к аван­гард­ным те­че­ни­ям. Уни­вер­саль­ные за­ко­ны сце­нич. иск-ва ис­кал, в ча­ст­но­сти, во взаи­мо­дей­ст­вии куль­ту­ры те­ат­ра с разл. тра­диц. ри­туа­ла­ми де­ре­вен­ских об­щин (Кар­пинь­я­но на юге Ита­лии) или эт­нич. груп­па­ми (пле­ме­на Ама­зо­нии). В 1979 Б. ос­но­вал Ин­тер­нац. шко­лу те­ат­раль­ной ан­тро­по­ло­гии (ISTA), за­ни­маю­щую­ся ис­сле­до­ва­ни­ем ос­нов ак­тёр­ской тех­ни­ки и объ­еди­няю­щую ан­тро­по­ло­гов, био­ло­гов, пси­хо­ло­гов, те­ат­ро­ве­дов, пе­да­го­гов и т. п. Ав­тор ря­да тео­ре­тич. ра­бот, пе­ре­ве­дён­ных на мн. язы­ки ми­ра.

Соч.: L’archipel du théâtre. P., 1982; A dictionary of theatre antropology. L.; N. Y., 1991; The paper canoe. L.; N. Y., 1995.

Вернуться к началу