Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КЕ́ЛЬТЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 532

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Зайцев (история); Н. Ю. Чехонадская (религия); Е. В. Смирницкая (искусство)

КЕ́ЛЬТЫ (лат. Celtae, греч. Κελτοί, Κέλται), груп­па на­ро­дов, го­во­ря­щих на кельт­ских язы­ках, на­се­ляв­ших в древ­но­сти б. ч. Зап. Ев­ро­пы. Ны­не к К. от­но­сят­ся бре­тон­цы, гэ­лы и уэльс­цы.

Яд­ро К. сфор­ми­ро­ва­лось в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. в бас­сей­нах Рей­на и Верх­не­го Ду­ная. Ан­тич­ные ав­то­ры рас­смат­ри­ва­ли К. как общ­ность близ­ко­род­ст­вен­ных пле­мён, про­ти­во­пос­тав­ляя их др. общ­но­стям (ибе­рам, ли­гу­рам, гер­ман­цам и др.). На­ря­ду с тер­ми­ном «К.» ан­тич­ные ав­то­ры упо­треб­ля­ли назв. «гал­лы» (лат. Galli; назв., став­шее пре­об­ла­даю­щим в лат. лит-ре) или «га­ла­ты» (лат. Galatae, греч. Γαλάται). К 1 в. до н. э. назв. «га­ла­ты» на­чи­на­ет за­кре­п­лять­ся за груп­пой К., осев­ших в Ма­лой Азии, а назв. «К.» – за пле­ме­на­ми Юж. и Центр. Гал­лии (в ча­ст­но­сти, в со­чи­не­ни­ях Юлия Це­за­ря), ис­пы­тав­ши­ми влия­ние греч. и рим. ци­ви­ли­за­ций; в про­тиво­по­лож­ность это­му тер­мин «гал­лы» про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся бо­лее об­щим. Для ря­да пе­ри­фе­рий­ных групп К. ан­тич­ны­ми ав­то­ра­ми бы­ли вве­де­ны так­же ис­кусств. двой­ные на­зва­ния: «кель­ти­бе­ры» (кель­ты Ибе­рии – Пи­ре­ней­ско­го п-ова), «кель­то­ли­гу­ры» (Сев.-Зап. Ита­лия), «кель­то­ски­фы» (на Ниж­нем Ду­нае), «гал­лог­ре­ки» (в Ма­лой Азии). Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния К. свя­зы­ва­ют с верх­не­рейн­ски­ми и верх­не­ду­най­ски­ми груп­па­ми ар­хео­ло­гич. куль­ту­ры Галь­штат и их про­дви­же­ни­ем пре­ж­де все­го в сре­ду род­ст­вен­ных за­пад­но­галь­штат­ских пле­мён. На этой ос­но­ве фор­ми­ру­ет­ся куль­ту­ра Ла­тен, от­ра­жаю­щая кельт. куль­ту­ру пе­рио­да т. н. ис­то­ри­че­ской (т. е. от­ра­жён­ной в гре­ко-лат. ис­точ­ни­ках) экс­пан­сии.

Со­глас­но рас­про­ст­ра­нён­ной точ­ке зре­ния, при­бли­зи­тель­но в 7 в. до н. э. (пе­ри­од Галь­штат С) часть К. про­ник­ла на Пи­ре­ней­ский п-ов, где об­ра­зо­ва­ла груп­пу, позд­нее из­вест­ную как кель­ти­бе­ры, ис­пы­тав­шую силь­ное влия­ние ме­ст­ных пле­мён ибе­ров и лу­зи­тан. За­няв Сев. и Центр. Ис­па­нию, они со­вер­ша­ли во­ен. по­хо­ды в др. час­ти Пи­ре­ней­ско­го п-ова. По-ви­ди­мо­му, уже в 6–5 вв. до н. э. кель­ти­бе­ры ус­та­но­ви­ли тор­го­вые свя­зи с фи­ни­кий­ски­ми ко­ло­ния­ми юга Ис­па­нии (Га­дес, Ма­ла­ка) и Сев. Аф­ри­ки (Кар­фа­ген). Ко вре­ме­ни 2-й Пу­ни­че­ской вой­ны (218–201 до н. э.) б. ч. кель­ти­бе­ров бы­ла по­ко­ре­на Кар­фа­ге­ном, впо­след­ст­вии они столк­ну­лись с рим. втор­же­ни­ем на Пи­ре­ней­ский п-ов. Во 2 в. до н. э. кель­ти­бер­ское пле­мя аре­ва­ков ста­ло во гла­ве ан­ти­рим­ской ну­ман­тий­ской коа­ли­ции. Раз­гром коа­ли­ции и раз­ру­ше­ние Ну­ман­ции (133 до н. э.) оз­на­ме­но­ва­ли со­бой окон­ча­тель­ное под­чи­не­ние кель­ти­бе­ров Ри­му с по­сле­дую­щей их ро­ма­ни­за­ци­ей.

Дру­гой ран­ней кельт. куль­ту­рой яв­ля­ет­ся ле­пон­тий­ская, сфор­ми­ро­вав­шая­ся в Сев. Ита­лии в юж. пред­горь­ях Альп (в рай­оне озёр Ла­го-Мад­жо­ре и Ко­мо) при­бли­зи­тель­но в 6 в. до н. э.; она со­ответ­ст­ву­ет ар­хео­ло­гич. куль­ту­ре Го­ла­сек­ка, а так­же ареа­лу над­пи­сей на ле­пон­тий­ском яз. Ан­тич­ные ав­то­ры (Пли­ний Стар­ший и др.) упо­ми­на­ют в этом рай­оне ле­пон­ти­ев, не уточ­няя их эт­нич. при­над­леж­ность; по­это­му от­не­се­ние этой груп­пы к К. ус­лов­но. Ле­пон­тий­цы как са­мо­сто­ят. куль­тур­но-язы­ко­вая общ­ность про­су­ще­ст­во­ва­ли до 1 в. до н. э.

В 6–4 вв. до н. э. на­ча­лась мас­со­вая экс­пан­сия осн. час­ти К. (соб­ст­вен­но К., или гал­лов) как на за­пад, так и на вос­ток, в ре­зуль­та­те че­го они за­се­ли­ли всю тер­ри­то­рию ме­ж­ду Аль­па­ми, Рей­ном и Пи­ре­нея­ми (Гал­лия). Др. часть К. про­дви­ну­лась вниз по Ду­наю до вост. и юж. Кар­пат, в Сред­не­ду­най­скую низ­мен­ность, за­тем на Бал­кан­ский по­лу­ост­ров.

На ру­бе­же 5–4 вв. до н. э. две вол­ны К. (с се­ве­ра – с вер­ховь­ев Рей­на и Ду­ная и с за­па­да – из Юж. Гал­лии) про­ник­ли в Сев. Ита­лию – в до­ли­ну р. По и при­мы­каю­щие к ней с юга зем­ли, в Ум­брию и на Ад­риа­ти­че­ское по­бе­ре­жье ме­ж­ду Ра­вен­ной и Ан­ко­ной; эта тер­ри­то­рия по­зд­нее по­лу­чи­ла у рим­лян назв. Ци­заль­пин­ская Гал­лия. Од­но из наи­бо­лее из­ве­ст­ных кельт. пле­мён Ци­заль­пин­ской Гал­лии – се­но­ны. В 390 до н. э. вождь се­но­нов Бренн за­хва­тил и раз­гра­бил Рим (кро­ме Ка­пи­то­лия). Вско­ре К. бы­ли во­вле­че­ны в борь­бу ме­ж­ду греч. ко­ло­ния­ми в Ита­лии, Кар­фа­ге­ном и Ри­мом. Ряд мел­ких кельт. пле­мён Юго-Вост. Гал­лии по­пал в за­ви­си­мость от Мас­си­лии.

На Бал­ка­нах в нач. 3 в. до н. э. по­хо­ды К. до­стиг­ли Ма­ке­до­нии и Ср. Гре­ции; по­тер­пев по­ра­же­ние при Дель­фах, они бы­ли от­бро­ше­ны ча­стью на­зад до Ду­ная, ча­стью во Фра­кию. Пра­ви­те­ли эл­ли­ни­стич. го­су­дарств Ма­лой Азии пы­та­лись ис­поль­зо­вать К. в сво­их меж­до­усоб­ных вой­нах. Так, в 278 до н. э. царь Ви­фи­нии Ни­ко­мед I пе­ре­пра­вил для этой це­ли часть К. (ок. 20 тыс.) в Ма­лую Азию. Осев здесь, они на­но­си­ли зна­чит. ущерб вла­де­ни­ям Се­лев­ки­дов в Си­рии и Пер­га­му, что ста­ло при­чи­ной экс­пе­ди­ций про­тив них со сто­ро­ны ца­рей этих го­су­дарств. К нач. 2 в. до н. э. эти К. об­ра­зо­ва­ли в цен­тре Ма­лой Азии и своё го­су­дар­ст­во – Га­ла­тию. В кон. 1 в. до н. э. Га­ла­тия бы­ла об­ра­ще­на в рим. про­вин­цию, од­на­ко кельт. на­се­ле­ние, со­хра­няв­шее свой язык, из­вест­но здесь ещё в кон. 4 в. н. э. (по со­об­ще­нию Ие­ро­ни­ма Бла­жен­но­го).

Не поз­днее 4–3 вв. до н. э. про­изош­ло за­се­ле­ние кель­та­ми Бри­тан­ских о-вов. В нач. 1 в. до н. э. сю­да пе­ре­се­ли­лись бел­ги. По-ви­ди­мо­му, осо­бая груп­па К. (гэ­лы) за­се­ли­ла Ир­лан­дию (не­яс­но, про­изош­ло ли их обо­соб­ле­ние уже на кон­ти­нен­те или на ост­ро­вах).

В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев осн. часть пле­ме­ни ос­та­ва­лась на ис­кон­ных зем­лях, и лишь не­ко­то­рые ухо­ди­ли в по­ис­ках но­вых зе­мель, объ­е­ди­ня­ясь, как пра­ви­ло, с др. пле­ме­нем или с его ча­стью. В ре­зуль­та­те по­се­ле­ния од­но­го пле­ме­ни мож­но най­ти в раз­ных ре­гио­нах. Так, се­но­ны оби­та­ли на верх­ней Се­не и на сев.-зап. по­бе­ре­жье Ад­риа­ти­ки в Ита­лии; тек­то­са­ги – в Юж. Гал­лии, Сев.-Вост. Ис­па­нии и Ма­лой Азии; бойи – в Ита­лии, Гал­лии, на верх­нем Рей­не и в Вост. Че­хии; мн. пле­ме­на, из­ве­ст­ные в Сев. и Ср. Гал­лии, так­же оби­та­ли в Бри­та­нии. С кон. 3 в. до н. э. Рим пе­ре­шёл к на­сту­п­ле­нию на К. В кон. 3 в. бы­ла по­ко­ре­на Ци­заль­пин­ская Гал­лия. Во 2 в. до н. э. часть бой­ев по­пы­та­лись вторг­нуть­ся в Сев. Ита­лию, но бы­ли вы­би­ты от­ту­да рим­ля­на­ми и от­сту­пи­ли за Ду­най. К 127 до н. э. бы­ли по­ко­ре­ны Юж. Гал­лия от Альп до Га­рон­ны и вся до­ли­на Ро­ны до совр. Же­не­вы. Здесь бы­ла ос­но­ва­на пер­вая за пре­де­ла­ми Ита­лии рим. ко­ло­ния Нар­бон­на (ок. 120 до н. э.).

К 1 в. до н. э. ряд пле­мен­ных об­щин Ср. Гал­лии (ар­вер­ны, эдуи, се­к­ва­ны, се­но­ны, би­ту­ри­ги) на­хо­дил­ся на ста­дии за­ро­ж­де­ния го­су­дар­ст­ва. Поя­ви­лись вы­бор­ные долж­но­ст­ные ли­ца (вер­гоб­ре­ты), име­лись слу­чаи за­хва­та еди­но­лич­ной вла­сти. На­ча­лась борь­ба ме­ж­ду пле­ме­на­ми за ге­ге­мо­нию, рас­про­стра­ни­лась прак­ти­ка кли­ен­тель­ных от­но­ше­ний ме­ж­ду об­щи­на­ми (см. в ст. Кли­ен­те­ла). При внутр. столк­но­ве­ни­ях К. на­чи­на­ли при­вле­кать на по­мощь гер­ман­цев, ко­то­рые та­ким об­ра­зом про­ни­ка­ли в Гал­лию. Поль­зу­ясь эти­ми про­ти­во­ре­чия­ми, Рим в ре­зуль­та­те ря­да кам­па­ний, про­ве­дён­ных Це­за­рем (58–51 до н. э.), по­ко­рил всю Гал­лию. Им бы­ла пре­се­че­на по­пыт­ка пе­ре­се­ле­ния в Ак­ви­та­нию кельт. пле­ме­ни гель­ве­тов с тер­ри­то­рии совр. Швей­ца­рии. В 43–80 н. э. за­воё­ва­на Юж. и Ср. Бри­та­ния, к 15 до н. э. – об­лас­ти к югу от Верх­не­го и ча­сти Ср. Ду­ная, час­тич­но на­се­лён­ные К. Вне сфе­ры рим. гос­под­ства ос­та­лись лишь Ир­лан­дия и Сев. Бри­та­ния (Ка­ле­до­ния, за­се­лён­ная пле­ме­нем пик­тов). Не­смот­ря на силь­ную ро­ма­ни­за­цию, в Гал­лии со­хра­ня­лись се­па­ра­ти­ст­ские тен­ден­ции, вы­ра­жав­шие­ся в апел­ли­ро­ва­нии к кельт. кор­ням (воз­врат го­ро­дам древ­них кельт. на­зва­ний вме­сто офиц. рим­ских): вос­ста­ния про­ку­ра­то­ра Вин­ди­ка (68 н. э.), Ма­тер­на (168 н. э.), в Галль­ской им­пе­рии (260–271), ба­гау­дов (кон. 3 – сер. 5 вв. н. э.). В 3–5 вв. при­шли в дви­же­ние ост­ров­ные кельт. пле­ме­на. Гэ­лы Ир­лан­дии (позд­нее из­вест­ные как скот­ты) со­вер­ша­ли пи­рат­ские на­бе­ги на Бри­та­нию и Гал­лию. В 5 в. они за­се­ли­ли, от­тес­нив пик­тов, Сев. Бри­та­нию (Шот­лан­дия), по­яви­лись в Зап. Бри­та­нии (Уэльс), од­на­ко пол­но­стью вы­тес­нить брит­тов уда­лось толь­ко с о. Мэн. При­ня­тие ир­ланд­ца­ми хри­сти­ан­ст­ва (сер. 5 в.) спо­соб­ст­во­ва­ло сбли­же­нию и на­ла­жи­ва­нию куль­тур­ных свя­зей с брит­та­ми. В ре­зуль­та­те по­ли­ти­ки рим. им­пе­ра­то­ров в нач. 5 в. на­чи­на­лось вы­ве­де­ние бритт­ско­го на­се­ле­ния (гл. обр. во­ен­но­го) в Бре­тань. По­сле­до­вав­шее анг­ло­сак­сон­ское за­вое­ва­ние уве­ли­чи­ло по­ток пе­ре­се­лен­цев из Бри­та­нии на кон­ти­нент, в са­мой Бри­та­нии кельт. на­се­ле­ние ото­шло на се­вер (кум­брий­цы), за­пад (уэльс­цы) и юго-за­пад (корн­цы). В 11 в. кум­брий­цы бы­ли при­сое­ди­не­ны к Шот­лан­дии, а уэльс­цы и корн­цы по­ко­ре­ны анг­ли­ча­на­ми.

Ре­ли­гия. Ре­лиг. куль­та­ми К. ру­ко­во­ди­ли друи­ды. Бы­ла раз­ви­та прак­ти­ка ре­гу­ляр­ных жерт­во­при­но­ше­ний, в т. ч. че­ло­ве­че­ских; ан­тич­ные ав­то­ры со­об­ща­ют о мас­со­вых жерт­во­при­но­ше­ни­ях плен­ных. В же­рт­ву при­но­си­лись так­же во­ен. тро­феи, во­тив­ные пред­ме­ты и т. п.: их то­пи­ли в ре­ке или бо­ло­те (та­ко­во, по-ви­ди­мо­му, про­ис­хож­де­ние кот­ла из Гун­не­ст­ру­па в Ют­лан­дии), бро­са­ли в шах­ту, ос­тав­ля­ли в свя­щен­ном мес­те; сле­ды этих об­ря­дов об­на­ру­же­ны при рас­коп­ках свя­ти­лищ. Из­ве­ст­ны круг­лые, оваль­ные и 4-уголь­ные (т. н. Viereck­s­chanze) куль­то­вые пло­щад­ки, ог­раж­дён­ные ва­ла­ми с во­ро­та­ми, час­то с ос­тат­ка­ми ал­та­ря, стол­ба или с шах­той для жерт­во­при­но­ше­ний в це­нт­ре; эти свя­ти­ли­ща, ви­ди­мо, ук­ра­ша­лись скульп­ту­рой (напр., в Viereckschanze в Мшец­ке-Жех­ро­ви­це в Че­хии бы­ла най­де­на ка­мен­ная муж­ская го­ло­ва с грив­ной-торк­ве­сом). В оп­пи­дах Юж. Гал­лии под греч. и рим. влия­ни­ем строи­лись ка­мен­ные хра­мы со ста­туя­ми и релье­фа­ми (Антре­мон, Ро­кер­пер­тюз). В рим. эпо­ху в Гал­лии и Бри­та­нии сфор­ми­ро­вал­ся осо­бый тип кельт. де­рев. хра­ма с пор­ти­ком по фа­са­ду (его ос­тат­ки, напр., най­де­ны при рас­коп­ках на мес­те лон­дон­ско­го аэро­пор­та «Хит­роу»).

Кельтская каменная скульптура: 1 – стела с резьбой в раннелатенском стиле из Пфальцфельда (земля Рейнланд-Пфальц, Юго-Западная Германия); 2 – мужская голова, найденная в святилище (т. н. V...

Б. ч. све­де­ний о ми­фо­ло­гии К. от­но­сит­ся к гал­лам и жи­те­лям Бри­тан­ских о-вов; о ре­ли­гии кель­ти­бе­ров, кель­тов Вост. Ев­ро­пы и Ма­лой Азии из­вест­но ма­ло. Тек­стов ми­фо­ло­гич. со­дер­жа­ния от дох­ри­сти­ан­ско­го вре­ме­ни до нас прак­ти­че­ски не дош­ло (Юлий Це­зарь со­об­ща­ет, что гал­лы соз­на­тель­но от­ка­зы­ва­лись от за­пи­си ре­лиг. тек­стов, хо­тя и зна­ли греч. ал­фа­вит). Из­вест­ны най­ден­ный в 1897 при­пи­сы­вае­мый К. «ка­лен­дарь из Ко­ли­ньи» (Юго-Вост. Фран­ция); ос­тат­ки хра­мов, ста­туи, ба­рель­е­фы и пред­ме­ты с изо­бра­же­ния­ми кельт. бо­гов и ри­туа­лов (осо­бен­но важ­ны мра­мор­ная сте­ла «мо­ну­мент па­риж­ских ло­доч­ни­ков» из Лув­ра и се­реб­ря­ный ко­тёл из Гун­не­ст­ру­па в Да­нии); «таб­лич­ки с про­кля­тия­ми» (tabellae defixionis) на галль­ском яз. от­ра­жа­ют ан­тич­ную тра­ди­цию. Ан­тич­ные ав­то­ры упо­ми­на­ют кельт. бо­жества, со­об­ща­ют о жерт­во­при­но­ше­ни­ях, в ср.-век. эпи­чес­ких, ми­фо­ло­гич. и псев­до­ис­то­рич. тек­стах ост­ров­ных К. со­дер­жат­ся име­на и сю­же­ты, вос­хо­дя­щие к об­ще­кельт­ско­му на­сле­дию.

По со­об­ще­ни­ям ан­тич­ных ав­то­ров, зна­ния о бо­гах и уст­рой­ст­ве Все­лен­ной пе­ре­да­ва­лись (в т. ч. в сти­хах) друи­да­ми. Со­глас­но ре­кон­ст­ру­и­руе­мой кельт. кар­ти­не ми­ра, Все­лен­ная де­ли­лась на свет­лый, оби­тае­мый мир (*albijo-, от­сю­да, воз­мож­но, «Аль­би­он») и тём­ный, под­зем­ный (*dubno-). Год под­раз­де­лял­ся на лет­нюю и зим­нюю по­ло­ви­ны. Ха­рак­тер­но по­чи­та­ние бо­же­ст­вен­ных пар (Су­келл и Нан­тос­вел­та, Эз и Рос­мер­та, Гранн и Си­рона, Бор­мо и Да­мо­на), а так­же групп из трёх бо­жеств, напр. бо­гинь-ма­те­рей (Mat­res, Matrones), изо­бра­жав­ших­ся с ро­га­ми изо­би­лия, фрук­та­ми и хле­ба­ми. По над­пи­сям из­вест­но бо­лее 2000 имён и эпи­те­тов кельт. бо­жеств. В осн. они вы­сту­па­ют в т. н. interpre­tatio Romana («рим­ской ин­тер­пре­та­ции», «рим­ском пе­ре­во­де»), ко­гда имя галль­ско­го бо­же­ст­ва со­пут­ст­ву­ет име­ни рим­ско­го / гре­че­ско­го в ка­че­ст­ве эпи­те­та (напр., Апол­лон Ма­пон, Ми­нер­ва Бе­ли­са­ма), т. к. гре­ки и рим­ля­не счи­та­ли, что у К. по­чи­та­ют­ся те же бо­же­ст­ва, что и у них, но под др. име­на­ми. Ино­гда упо­ми­на­ние бо­же­ст­ва свя­зы­ва­лось с ме­ст­но­стью, го­ро­дом или пле­ме­нем, ко­то­рым оно по­кро­ви­тель­ст­ву­ет, напр. Iuppiter Poeninus – «Юпи­тер с го­ры По­энин» (ны­не Мон-Жу в Аль­пах; от Mons Iovis – го­ра Юпи­те­ра), Mercurius Arvernorix – «Мер­ку­рий, царь (пле­ме­ни) ар­вер­нов», Nemausos – «бог Не­мау­са» (ны­не Ним).

По сло­вам Юлия Це­за­ря, са­мым по­чи­тае­мым бо­гом у К. был Мер­ку­рий. С Мер­ку­ри­ем у гал­лов ча­ще все­го ото­жде­ст­в­лял­ся Луг; его имя час­то встре­ча­ет­ся в на­зва­ни­ях ме­ст­но­стей (Ли­он, Лей­ден, Кар­лайл). В ирл. ми­фо­ло­гии Луг вы­сту­па­ет как бо­же­ст­вен­ный отец ге­роя Ку­ху­ли­на, по­кро­ви­тель зна­ния и ре­мё­сел. С Мер­ку­ри­ем свя­зы­ва­лось так­же ро­га­тое бо­же­ст­во Цер­нунн (Кер­нунн, букв. – «Ро­га­тый» или «Да­рую­щий по­бе­ду»). Мн. бо­ги, напр. Вел­ла­ун («Ви­дя­щий»), ото­жде­ст­в­ля­лись как с Мер­ку­ри­ем, так и с Мар­сом. Ан­тич­ные ав­то­ры со­об­ща­ют, что гал­лы при­но­си­ли в жерт­ву Мар­су во­ен. до­бы­чу. С Апол­ло­ном ас­со­ции­ро­ва­лись разл. бо­же­ст­ва-юно­ши (напр., Ма­пон), бо­же­ст­ва-це­ли­те­ли, свя­зан­ные с го­ря­чи­ми ис­точ­ни­ка­ми (Гранн, Бор­во, Бе­лен). Из­вест­но о су­ще­ст­во­ва­нии бо­га под­зем­но­го ми­ра, пред­ка лю­дей, ото­жде­ст­в­ляв­ше­го­ся с лат. Дис­па­те­ром. В ан­тич­ных ис­точ­ни­ках (пре­ж­де все­го это по­эма Лу­ка­на «Фар­са­лия» и ком­мен­та­рии к ней) упо­ми­на­ют­ся и бо­же­ст­ва с чис­то галль­ски­ми име­на­ми: Эз, Тев­тат и Та­ран (Та­ра­нис). Та­ра­нис – бо­же­ст­во, свя­зан­ное с гро­мом (ср. др.-ирл. torann – гром), ас­со­ции­ро­вал­ся с Юпи­те­ром; при­но­сив­ших­ся ему в жерт­ву лю­дей сжи­га­ли. Ино­гда кельт. Юпи­те­ра изо­бра­жа­ли по­бе­ж­даю­щим змее­но­го­го ги­ган­та. Имя Эз, воз­мож­но, род­ст­вен­но лат. erus («хо­зя­ин»); ему при­но­си­ли в жерт­ву лю­дей, под­ве­ши­вая их на де­ре­ве. Тев­тат – бо­же­ст­во-по­кро­ви­тель пле­мен­ной ор­га­ни­за­ции, со­пос­тав­ляв­шее­ся как с Мар­сом, так и с Мер­ку­ри­ем; при­но­сив­ших­ся ему в жерт­ву лю­дей то­пи­ли в де­рев. ча­не (изо­бра­же­ние та­ко­го об­ря­да при­сут­ст­ву­ет на кот­ле из Гун­не­ст­ру­па; в ирл. и вал­лий­ских ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ет­ся вол­шеб­ный ко­тёл: по­гру­жён­ные ту­да мерт­ве­цы на сле­дую­щее ут­ро воз­ро­ж­да­лись). Лу­кан рас­ска­зы­ва­ет о галль­ском бо­ге Ог­мии, по­кро­ви­те­ле крас­но­ре­чия, ото­жде­ст­в­ляв­шем­ся с Ге­рак­лом. С Ми­нер­вой со­пос­тав­ля­лась бо­ги­ня Бе­ли­са­ма («Свет­лей­шая»). Во всём ан­тич­ном ми­ре по­чи­та­лась галль­ская бо­ги­ня Эпо­на, по­кро­ви­тель­ни­ца ло­ша­дей (со­глас­но рим. ка­лен­да­рю 1 в. н. э., её празд­ник от­ме­чал­ся 18 дек.), изо­бра­жав­шая­ся в ви­де жен­щи­ны, си­дя­щей с ро­гом изо­би­лия на ко­не или стоя­щей ме­ж­ду дву­мя всад­ни­ка­ми. Бо­ги­ня Бри­ган­тия свя­за­на с ирл. Бри­ги­той, по­кро­ви­тель­ни­цей по­эзии и вра­че­ва­ния. Из­вест­ны бо­ги­ня зем­ли Ли­та­вия («Ши­ро­кая»; от это­го име­ни про­ис­хо­дят кельт. на­зва­ния Бре­та­ни – ирл. Letha, вал­лий­ское Llydaw), бо­же­ст­ва рек: Се­к­ва­на – бо­ги­ня Се­ны, Ма­тро­на – Мар­ны. В Бри­та­нии бы­ли из­вест­ны мн. бо­ги, по­чи­тав­шие­ся на кон­ти­нен­те (Бри­ган­тия, Луг, Та­ра­нис), но су­ще­ст­во­ва­ли и бо­же­ст­ва, не­из­вест­ные за её пре­де­ла­ми или поль­зо­вав­шие­ся там осо­бой по­пу­ляр­но­стью, напр.: бо­ги­ня-ним­фа Ко­вен­ти­на; бо­же­ст­во во­ды, це­ли­тель и за­щит­ник спра­вед­ли­во­сти Но­донт, ко­то­ро­му по­свя­ще­ны храм и тер­мы (Лид­ни-парк, Гло­стер­шир), су­ще­ст­во­вав­шие вплоть до нач. 5 в. н. э.; бо­ги­ня го­ря­чих ис­точ­ни­ков Су­лис в г. Ак­ве-Су­лис (ны­не Бат), ото­жде­ст­в­ляв­шая­ся с Ми­нер­вой; че­ло­ве­че­ские жерт­вы при­но­си­лись бо­ги­не по­бе­ды Ан­ка­сте (Ан­д­ра­сте), ко­то­рой бы­ла по­свя­ще­на свя­щен­ная ро­ща, воз­мож­но близ Ве­ру­ла­мия (ны­не Сент-Ол­банс).

Эпич. тра­ди­ция К. раз­ви­ва­лась в ис­кус­ст­ве бар­дов.

Кельтское искусство: детали серебряного котла из Гуннеструпа (северо-восточная Ютландия, Дания), сделанного кельтским мастером или по заказу кельтского воина. 2–1 вв. до н. э. Национальный музей (Копе...

Культура и искусство. В эпо­ху Ла­тен сло­жи­лись мн. об­ще­кельт­ские куль­тур­ные тра­ди­ции, ча­стич­но со­хра­нив­шие­ся до на­ших дней. К. но­си­ли пё­ст­рые, по­ло­са­тые или клет­ча­тые тка­ни, фи­бу­лы, руч­ные и нож­ные брас­ле­ты, поя­са с ме­тал­лич. на­клад­ка­ми или из ме­тал­лич. зве­нь­ев, у жен­щин – це­пи из ажур­ных зве­нь­ев, час­то с эма­лью; от­ли­чит. зна­ком знат­но­го К. бы­ла грив­на-торк­вес. Со­хра­ни­лись опи­са­ния кельт. пи­ров, со­про­вож­дав­ших­ся пес­ня­ми бар­дов и спор­тив­ны­ми со­стя­за­ния­ми. Из­ве­ст­ны кельт. пить­е­вые ро­га. Важ­ной ча­стью кельт. эли­тар­ной куль­ту­ры бы­ли ко­лес­ни­цы, час­то встре­ча­е­мые в бо­га­тых по­гре­бе­ни­ях. Осн. ору­жие – меч (ари­сто­кра­тов вы­де­ля­ли ко­рот­кие ме­чи с X-об­раз­ной руч­кой, имею­щие галь­штат­ские про­то­ти­пы), ко­пьё, оваль­ный щит и др. Шле­мы час­то име­ли на­вер­шие в ви­де фи­гур­ки веп­ря (напр., на кот­ле из Гун­не­ст­ру­па).

Кельтское искусство раннелатенского стиля. Кувшин из Басс-Йюса (департамент Мозель, Северо-Восточная Франция). Бронза, коралловые и стеклянные вставки. Нач. 4 в. до н. э. Британский музей (Лондон).

К. име­ли раз­ви­тое ре­мес­ло – гон­чар­ное (в т. ч. про­из-во рас­пис­ной ке­ра­ми­ки или с до­бав­ле­ни­ем в тес­то гра­фи­та), юве­лир­ное, стек­ло­де­лие (ими бы­ли ос­но­ва­ны зна­ме­ни­тые впо­след­ст­вии рейн­ские шко­лы стек­ло­де­лия); в эпо­ху Ла­тен С сло­жи­лись спе­циа­ли­зир. ре­мес­лен­ные це­нт­ры.

Ис­кус­ст­во К. скла­ды­ва­лось под гре­ко-рим., эт­рус­ским, ски­фо-фра­кий­ским (в т. ч. ски­фо-си­бир­ско­го зве­ри­но­го сти­ля), воз­мож­но так­же ближ­не­во­сточ­ным (ахе­ме­нид­ским) влия­ни­ем. При этом его от­ли­ча­ет тен­ден­ция к ор­на­мен­та­лиз­му и сти­ли­за­ции. Ха­рак­тер­ные для К. стиль и на­бор мо­ти­вов за­ро­ж­да­ют­ся в за­клю­чит. пе­рио­де Галь­шта­та (Галь­штат D) и окон­ча­тель­но скла­ды­ва­ют­ся в на­ча­ле Ла­те­на.

Декоративное искусство кельтов: 1–3 – кельтский ажурный орнамент раннелатенского стиля (2-я пол. 5 в. до н. э.): золотая оковка чаши (1) из Шварценбаха (земля Рейнланд-Пфальц, Германия). ...

Ран­не­ла­тен­ский, или «стро­гий», стиль (2-я пол. 5 – нач. 4 вв.) сфор­ми­ровал­ся в бас­сей­нах вер­ховь­ев Ду­ная, Рей­на и Мар­ны. Для ран­не­ла­тен­ской ор­на­мен­ти­ки ти­пич­ны ли­ней­но сти­ли­зо­ван­ные рас­тит. мо­ти­вы: паль­мет­ты, по­лу­паль­мет­ты и рас­тит. за­вит­ки; пар­ные S-вид­ные за­вит­ки и во­лю­ты, об­ра­зую­щие ли­ро­вид­ные узо­ры, мо­ти­вы ло­то­са и т. п. (напр., зо­ло­тые ажур­ные оков­ки со­су­дов из Ай­зен­биль­це­на и Швар­цен­ба­ха), по­лу­круг­лой «кельт­ской паль­мет­ты», «пель­ты», «ту­рец­ко­го огур­ца» и т. п.; спи­раль и об­ра­зо­ван­ные на её ос­но­ве узо­ры – вих­ре­вая ро­зет­ка (в т. ч. ха­рак­тер­ная трой­ная ро­зет­ка), ро­зет­ки из кру­гов и дуг (напр., ажур­ная фа­ле­ра из Сомм-Би­он­на); рель­еф­ные муж­ские мас­ки оваль­ной или мин­да­ле­вид­ной фор­мы (по­пу­ляр­ность мо­ти­ва муж­ской мас­ки в кельт. иск-ве, воз­мож­но, свя­за­на с рас­про­стра­нён­ным у К. куль­том го­лов и че­ре­пов как во­ен. тро­фе­ев), час­то в об­рам­ле­нии пар­ных во­лют и т. н. рыбь­их пу­зы­рей (напр., на сте­ле из Пфаль­ц­фель­да, у ста­туи из Хольц­гер­лин­ге­на в Юж. Гер­ма­нии и др.); муж­ские и зве­ри­ные мас­ки под­тре­уголь­ной фор­мы с чер­та­ми ли­ца, сти­ли­зо­ван­ны­ми с по­мо­щью S-вид­ных ли­ний (напр., на на­клад­ке из Жел­ко­ви­це); скульп­тур­ные зве­ри­ные и муж­ские го­ло­вы, час­то с боль­ши­ми вы­пук­лы­ми гла­за­ми, на фи­бу­лах, со­су­дах (напр., на кув­ши­не из Клай­на­сперг­ле) и др.; змее­вид­ные мо­ти­вы (напр., брон­зо­вая на­клад­ка из Холь­цель­зау – см. илл. к ст. Зве­ри­ный стиль). Ха­рак­тер­ны брон­зо­вые кув­ши­ны (напр., из Клай­нас­перг­ле и Басс-Йю­са) со скульп­тур­ны­ми зоо­морф­ны­ми изо­бра­же­ния­ми на вен­чи­ке и руч­ке; фи­бу­лы с рель­еф­ны­ми мас­ка­ми (т. н. фи­бу­лы с мас­ка­ми); ажур­ные на­клад­ки с пар­ны­ми ли­ней­но сти­ли­зо­ван­ны­ми изо­бра­же­ния­ми зве­рей и птиц (напр., из Сан-По­ло-д’Энца) и др.

Кельтские бронзовые украшения и скульптурные детали сосудов раннелатенского стиля (2-я пол. 5 в. до н. э.): 1 – "фибула с маской" из Парсберга (земля Рейнланд-Пфальц, Германия). Германский нацио...

В эпо­ху сред­не­го и позд­не­го Ла­те­на раз­ви­ва­ют­ся на­ме­чен­ные в ран­не­ла­тен­ском иск-ве сти­ли­стические на­прав­ле­ния. Для зре­ло­го ла­тен­ско­го, или валь­даль­гес­хейм­ско­го, сти­ля (4 в. до н. э.) ха­рак­тер­ны ор­на­мен­ты из сти­ли­зо­ван­ной рас­тительной ло­зы со спи­раль­ны­ми за­вит­ка­ми (т. н. не­пре­рыв­ный рас­ти­тель­ный стиль) на зо­ло­тых грив­нах, нож­нах ме­чей, шле­мах и др. Ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся ко­рал­ло­вые встав­ки. В рас­пис­ной ке­ра­ми­ке рас­про­стра­ня­ют­ся круп­ные бе­гу­щие спи­ра­ли. В 3 – 1-й пол. 2 вв. про­дол­жа­ют раз­ви­вать­ся тен­ден­ции как к вы­со­ко­му рель­е­фу (т. н. пла­стический стиль: мо­ти­вы вы­пук­лых спи­ра­лей, по­лу­ша­рий и т. п. на ручных и нож­ных брас­ле­тах и др. ук­ра­ше­ни­ях), так и к ли­ней­но­му гра­фич­но­му узо­ру из че­ре­дую­щих­ся по­лу­паль­метт и спи­ра­лей (т. н. стиль кра­си­вых ме­чей в ор­на­мен­те клин­ков и но­жен ме­чей).

Кельтская скульптура: 1 – мужская статуя в "позе Будды" из Рокерпертюза (департамент Буш-дю-Рон, Франция). 3 в. до н. э. Центр "Вьей-Шарите" (Марсель); 2 – бронзовая статуэтка из Буре-сюр-...

Уже с галь­штат­ско­го пе­рио­да из­вест­на ка­мен­ная и брон­зо­вая ан­тро­по­морф­ная скульп­ту­ра. Рас­про­стра­не­ны так­же брон­зо­вые ста­ту­эт­ки ко­ней и осо­бен­но ве­прей (на­вер­шия шле­мов и др.). Встре­ча­ют­ся мно­го­фи­гур­ные ком­по­зи­ции (напр., гра­ви­ро­ван­ный фриз на нож­нах ме­ча из Галь­шта­та, ко­тёл из Гун­не­ст­ру­па). В 3–1 вв. до н. э. че­ка­ни­лась древ­ней­шая в вар­вар­ской Ев­ро­пе мо­не­та (по ма­ке­дон­ским и эл­ли­ни­стич. об­раз­цам). По­яв­ля­ют­ся ог­ром­ные слож­но ор­га­ни­зо­ван­ные го­ро­ди­ща (оп­пи­ды). Скла­ды­ва­ют­ся осо­бые фор­мы фор­ти­фи­ка­ции: сте­ны из де­рев. сру­бов, за­бу­то­ван­ных вну­три кам­нем и зем­лёй, с внеш­ней сто­ро­ны об­ли­цо­ван­ные кам­нем, с внут­рен­ней – к ним при­мы­ка­ла по­ло­гая на­сыпь (mu­rus gal­li­cus); во­ро­та, сдви­ну­тые внутрь ук­реп­ле­ний, и др. В пе­ри­од оп­пи­дов (2-я пол. 2 – 1-я пол. 1 вв.) под ан­тич­ным влия­ни­ем раз­ви­ва­ет­ся мо­ну­мен­таль­ная ар­хи­тек­ту­ра. Ор­на­мен­таль­ное иск-во К. в этот пе­ри­од при­хо­дит в упа­док, но его на­сле­дие за­тем бы­ло вос­при­ня­то и пе­ре­ра­бо­та­но гер­ман­ца­ми.

Искусство кельтов Британских островов: 1 – щит из Баттерси (река Темза, район Лондона). Бронза, стекло. Сер. 4 – нач. 1 вв. до н. э.; 2 – зеркало из Десборо (Нортгемптоншир). 1 в. до...
Гравированный фриз на ножнах меча из Гальштата. 2-я пол. 5 в. до н. э. Музей естественной истории (Вена).

В иск-ве ост­ров­ных К. бы­ли рас­про­стра­не­ны кон­ти­нен­таль­ные сти­ли. Для 3 в. до н. э. ха­рак­тер­ны ме­ст­ные ва­ри­ан­ты сти­ля «кра­си­вых ме­чей» (ир­ланд­ско-йорк­шир­ский стиль «но­жен» и стиль Уи­тем-Уонд­суэрт, на­зван­ный по рель­еф­ным на­клад­кам щи­тов из р. Уи­тем и из р. Тем­за близ Уонд­суэр­та). Во 2–1 вв. до н. э. раз­ви­ва­ет­ся стиль «зер­кал» (напр., зер­ка­ло из Дес­бо­ро, на­ко­неч­ник ко­пья из Тем­зы в Лон­до­не, нож­ны ме­ча из Баг­тор­па, на­клад­ки уз­ды из Пол­ден-Хил­са, на­ко­неч­ни­ки зо­ло­той грив­ны из Снет­ти­ше­ма и др.): ком­по­зи­ции из «труб» (мо­тив, вос­хо­дя­щий к сти­ли­зо­ван­ной по­лу­паль­мет­те), ли­ро­вид­ных мо­ти­вов, кру­гов, впи­сан­ных в круг или круп­ную серд­це­вид­ную фи­гу­ру (напр., зер­ка­ло из Дес­бо­ро). Во 2-й пол. 1 в. до н. э. в Юж. Анг­лии кельт. иск-во бы­ло вы­тес­не­но рим. про­вин­ци­аль­ным сти­лем, то­гда как в Сев. Анг­лии и Ир­лан­дии со­хра­ня­лись кельт. тра­ди­ции (напр., брон­зо­вая фи­бу­ла из «Эзи­ки» – фор­та А­д­риа­но­вой сте­ны на се­ве­ре Анг­лии, ок. 70 н. э.). В Ир­лан­дии раз­ви­ва­лась ор­на­мен­таль­ная резь­ба (рас­ти­тель­но-спи­раль­ный ор­на­мент) на ка­мен­ных сте­лах (напр., ка­мень из Та­роу). В 7 в. кельт. иск-во под влия­ни­ем зве­ри­но­го сти­ля гер­ман­цев вос­при­ни­ма­ет тератологич. мо­ти­вы и пле­тён­ку и вме­сте с иск-вом анг­ло­сак­сов об­ра­зу­ет об­щую тра­ди­цию ост­ров­но­го (т. н. ибер­но-сак­сон­ско­го) иск-ва, тес­но свя­зан­но­го со скан­ди­нав­ски­ми зве­ри­ны­ми сти­ля­ми. Ибер­но-сак­сон­ский ор­на­мент от­ли­ча­ет со­хра­не­ние спи­раль­ных мо­ти­вов, за­пол­не­ние пря­мо­уголь­ных па­не­лей рав­но­мер­ной пле­тён­кой (напр., сте­ла с кре­стом из Абер­лем­но; Келл­ское Еван­ге­лие и ре­ли­к­ва­рий ко­ло­ко­ла Св. Пат­ри­ка – см. илл. к ст. Гэ­лы; фи­бу­ла из Та­ры – см. илл. к ст. Ир­лан­дия) и др. Осо­бен­но­го раз­ви­тия дос­тиг­ли на Бри­тан­ских о-вах юве­лир­ное иск-во, книж­ная ми­ниа­тю­ра, резь­ба по кос­ти и кам­ню. На ка­мен­ных кре­стах (т. н. high cross), по­ми­мо иберно-сак­сонского ор­на­мен­та, встре­ча­ют­ся рас­тит. мо­ти­вы и биб­лей­ские сце­ны (воз­мож­но, за­им­ст­во­ван­ные из сре­ди­зем­но­мор­ско­го ис­кус­ст­ва).

Влия­ние кельт. куль­ту­ры ска­зы­ва­лось на­чи­ная с ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Кельт. мо­ти­вы во­шли в ос­но­ву мн. ср.-век. эпич. и ска­зоч­ных сю­же­тов, воз­рож­да­лись в эпо­ху ро­ман­тиз­ма; мо­ти­вы кельт. иск-ва ис­поль­зо­ва­лись в сти­ле мо­дерн.

Лит.: Jacobsthal P. F. Early Celtic art. Oxf., 1944–1969. Vol. 1–2; Moreau J. Die Welt der Kelten. Stuttg., 1958; Фи­лип Я. Кельт­ская ци­ви­ли­за­ция и ее на­сле­дие. Пра­га, 1961; Megaw J. V. S. Art of the European Iron Age: A study of the elusive image. Bath, 1970; Celtic art in Ancient Europe: five protohistoric centuries / Ed. P.-M. Duval, C. Hawkes. L., 1976; Duval P.-M. Les Celtes. P., 1977; Kruta V. Les Cel­tes. P., 1977; The Celts / Ed. S. Moscati a. o. L., 1991; Olmsted G. S. The gods of the Celts and the Indo-Europeans. Bdpst, 1994; Drda P., Rybová A. Les Celtes en Bohême. P., 1995; The Celtic world / Ed. M. Green. L.; N. Y., 1995; На­сле­дие кель­тов. М., 1999; Гюй­он­варх Кр.-Ж., Ле­ру Фр. Кельт­ская ци­ви­ли­за­ция. СПб., 2001; Megaw J. V. S., Megaw R. Celtic art: from its beginnings to the book of Kells. L., 2001; Пау­элл Т. Кель­ты. М., 2004; Ка­лы­гин В. П., Ко­ро­лев А. А. Вве­де­ние в кельт­скую фи­ло­ло­гию. 2-е изд. М., 2006; Ка­лы­гин В. П. Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь кельт­ских тео­ни­мов. М., 2006.

Вернуться к началу